• Адам Цечоев: «Каждый из нас хочет быть причастным к позитивным изменениям»

    цечоев интервью

    Малгобекский район находится в северной части Ингушетии.
    Статус муниципального образования он получил в 2009 году. Тогда же в его состав вошли 12 сельских поселений. Район с богатой историей, боевыми и трудовыми традициями, сегодня активно привлекает инвесторов, здесь строятся социальные объекты, развивается малый и средний бизнес, производят продукцию крупные предприятия. О том, что сделано и какие задачи стоят перед местной властью, в интервью газете «Ингушетия» рассказал глава администрации Малгобекского района Адам Цечоев.

    цечоев интервью

    — Адам Султанович, несколько лет подряд Малгобекский район в числе лидеров в республике по привлечению инвестиций. Надо полагать, что бизнесменов устраивают созданные для них условия. За счет чего это удается?

    — В первую очередь, это – устранение административных барьеров. Также мы безвозмездно предоставляем участки земли для того, чтобы они могли реализовать свои проекты. Когда инвесторы приходят со своими предложениями, видят во мне вначале чиновника местного уровня, но когда подключаюсь, чтобы решить их проблемы, ситуация меняется. Ведь доверие имеет огромное значение для предпринимателя.

    — То есть система какая-то уже сложилась?

    — Да. Мы, предоставив участок земли, не говорим ему: дальше уже разбирайся сам. Наоборот, есть определенные юридические моменты, когда у инвестора много времени уходит на оформление бумаг по вопросам газоснабжения, подключения к электрическим сетям, водоотведения. Я все эти вопросы беру на себя – помогаю получить ему необходимую документацию, соответственно, снимаю определенную нагрузку, чтобы он был нацелен только на реализацию своего проекта. Для нас каждый предприниматель, который вкладывает средства в развитие района, создание рабочих мест, очень важен, независимо от объема вкладываемых им инвестиций.

    — Нескольких можно назвать?

    — Крупный инвестор – это Адам Костоев, который реализует проект «Птицекомплекс «Южный» по глубокой переработке мяса индейки. Сумма инвестиций составляет 2,6 млрд рублей. Строительство объекта уже ведется. Я думаю, если у него не возникнет проблем с финансированием, в конце года комплекс будет сдан. Там самая основная работа – это подготовка площадок, создание инфраструктуры, а корпуса цехов у него сборные, их легко установить. Масштабы вы можете представить, если протяженность самого объекта 16 км.

    Его привлекло в наш район то, что у нас была создана промышленная площадка. Соответственно были и условия – своя подстанция, газовый распределитель, очистные сооружения, асфальтированные подъездные дороги. Все это было сделано бесплатно для инвестора, чтобы он пришел и просто подключился и начал вести свой бизнес.

    Есть ряд других инвесторов, объемы вложений у них меньше, но это очень существенно для района. Например, уже построен завод по производству газобетонных строительных блоков. Этот материал широко используется при возведении жилых домов. Насколько мне известно, ближайшее подобное предприятие находится только в Ставрополе. Так что у нашего завода сеть возможность реализовывать свою продукцию не только в Ингушетии, но и в Чечне, Северной Осетии и других близлежащих регионах. Корпус предприятия построен, территория благоустраивается, а ввод в эксплуатацию затянулся из-за того, что оборудование приобретается за границей. Инвестор ждет стабилизации курса валюты.

    В сельском поселении Новый Редант уже действует птицеводческий комплекс, рассчитанный на 35 тысяч кур. Там же инвестор строит теплицы, хочет выращивать огурцы, помидоры, клубнику. Тоже перспективные предприятия. Ну и ряд других примеров.

    Дело в том, что Ингушетия действительно становится привлекательной для инвесторов. По прямому поручению Главы республики Юнус-Бека Евкурова для них создаются условия не на словах, а на деле. В частности, бизнесмен представляет соответствующие документы, подтверждающие его намерение вложить средства в реализацию определенного проекта, и получает инвестиционный паспорт, который позволяет ему в течение трех или пяти лет получать существенные налоговые льготы. То есть предоставляется возможность не только запустить предприятие, но и встать на ноги.

    Есть другой пример государственного и частного партнерства – это молочно-мясной комплекс в сельском поселении Сагопши Малгобекского района. Сам объект построен за счет государственных инвестиций в рамках федеральной целевой программы социально-экономического развития Ингушетии, а все, что туда вложено, – уже частные инвестиции. Хозяину передали здание и определенное количество голов скота, а также выделили землю 1,3 тыс. га. Дальнейшее развитие частник взял уже в свои руки, вложил 240 млн рублей. Набрал штат, купил технику, построил молочный завод. Существенной поддержкой для него, чтобы развивать предприятие, является инвестиционный паспорт, благодаря наличию которого он освобожден от арендной платы и уплаты налогов на три года. Это и есть реальная помощь и внимание со стороны руководства республики.

    — Известно, что Ингушетия является регионом с наибольшим процентом незанятого населения. В связи с приходом инвесторов ситуация меняется? Как вы эту проблему решаете у себя здесь, в Малгобекском районе?

    — Знаете, у нас проблема высокого процента незанятости населения не только из-за отсутствия рабочих мест, тут есть и другая причина. На протяжении долгого времени индивидуальные предприниматели предпочитали держаться в тени. Открывает человек, скажем, магазин или торговый центр. Как минимум, он должен нанять двух продавцов и охранника. То есть четыре человека, вместе с хозяином торговой точки, имеют доход, но зарплату они получают в конвертах. Я, когда приступил к исполнению обязанностей главы администрации района в 2012 году, сразу обратил внимание на эту проблему. За несколько лет мы уже более 100 предпринимателей вывели из тени, и работа эта продолжается. С другой стороны, у небольших производств и торговых точек тоже свои проблемы. Им нужен рынок сбыта, а в небольших селах, где проживает по 2-3 тысячи человек, особо прибыль не получишь, а налоги и отчисления в пенсионный фонд составляют немалый процент. Но в любом случае, предприниматели должны осуществлять свою деятельность в рамках закона.

    Конечно, нельзя отрицать, что процент безработных высок, и инвесторы оказывают нам существенную помощь в трудоустройстве людей. Только «Птицекомплекс «Южный», после ввода в эксплуатацию, обеспечит работой до 1,5 тыс. человек. Насколько это важно для района, комментарии, как говорится, излишни.

    — Недавно, выступая на VII съезде Торгово-промышленной палаты России, Владимир Владимирович Путин ставил вопрос о необходимости поддержки малого и среднего бизнеса на региональном уровне. Теперь у нас действует и программа замещения импортной продукции, то есть роль МСП возрастает. Как вы стимулируете развитие малого и среднего бизнеса?

    — У нас в республике действует программа по поддержке МСП. На протяжении последних лет со стороны местных властей оказывается существенная поддержка предпринимателям, которые начинают свое дело или хотят расширить свой бизнес. У нас в районе 10-15 предпринимателей ежегодно получали гранты. Но большую прибыль сделать в сельской местности, как я уже говорил, не получается. Да, по сравнению с прошлыми годами сельские территории развиваются, но процесс этот идет не столь быстро, как нам всем хотелось бы. Нужно время и неустанная работа.

    Возвращаясь к тем же инвесторам: для бизнесмена взять и построить завод в селе – настоящая проблема. В первую очередь, из-за отсутствия специалистов. Если их нет – это дополнительные расходы, поскольку надо приглашать людей со стороны, соответственно, платить им хорошо или обеспечить жильем.

    В том же сельском поселении Новый Редант построили молочный завод, вложив 35 млн рублей, а технолога нет. Привлекли специалиста из Хабаровска, и таких примеров немало. Больших успехов в привлечении инвестиций мы не достигаем и по этой причине. Благо руководством Ингушетии учтен и этот момент. У нас в районе теперь есть Северокавказский топливно-энергетический колледж, где молодые люди получают рабочие специальности, самые востребованные на сегодняшний день. Сейчас там дополнительно строятся два новых корпуса, за счет инвестора – компании «Россети». В колледже обучается несколько сот молодых людей из нашего района. Скоро мы уже получим специалистов, которые будут задействованы в различных сферах.

    — Климат у вас здесь благоприятный, и пашни есть. Район может себя прокормить?

    — Пока нет, но мы к этому идем. Сегодня дотации из республиканского и федерального бюджетов составляют 81% против 97% в 2012 году. В сборе налогов мы наращиваем усилия. Четыре года назад было 20 млн рублей, в прошлом году – 45 миллионов. Это самая приоритетная задача – вводить в строй новые предприятия, увеличить доходы в районный бюджет. Тогда мы могли бы реализовывать программы на муниципальном уровне, зная свои возможности и потребности. В первую очередь, это касается обеспечения людей жильем.

    Кстати, за десять минут до вашего прихода я беседовал с инвестором, который готов вложить 560 млн рублей в строительство 280 коттеджей – целого поселка.

    — На продажу, как я понял?

    — Да. Там есть несколько вариантов: в рассрочку, частями вносить деньги, приобрести строительный вариант или готовое жилье под ключ. Мы с инвестором этот вопрос ранее обговаривали, он попросил помочь с потенциальными покупателями, и есть люди, которые готовы приобрести коттеджи.

    — Молодежь не уходит из сел в города?

    — Часть молодежи уезжает, конечно. Это естественный процесс. Уезжают молодые люди не только в города, но и в другие регионы России, даже за границу. Но у нас все-таки люди традиционно привязаны к своей земле, к родне. С развитием сел, думаю, будут уезжать только единицы.

    В развитии района все больше принимают участие местные бизнесмены, строят различные объекты на свои средства, а это заразительный пример. Ведь каждый из нас хочет быть причастным к позитивным изменениям. Стремление совершать благие дела изначально заложено в человеке. К примеру, в районе строится МФЦ на средства частного инвестора, который будет передан потом на баланс муниципалитета. Это дополнительные рабочие места. В сельском поселении Нижние Ачалуки идет строительство библиотеки. Когда инвестор приходит к нам с определенной инициативой, мы выдвигаем встречное предложение, построить у себя в селе социальный или культурный объект, но делаем это аккуратно, чтобы нагрузка не была непосильной. Бывает, что несколько бизнесменов вкладывают средства в строительство и оснащение одного здания для нужд населенного пункта.

    — А как реализуется программа развития крестьянско-фермерских хозяйств? Ведь это тоже очень важное направление для района.

    — Фермеры, без преувеличения, основа основ. У нас в 12-ти сельских поселениях действует 98 КФХ. Им стабильно оказывается существенная поддержка Министерством сельского хозяйства и продовольствия. Руководители успешных хозяйств получают гранты по 1 млн рублей и обеспечивают часть жителей мясной и молочной продукцией, овощами и фруктами. Направления самые различные, можно сказать с уверенностью, что с годами они обеспечат собственной продукцией большую часть населения района.

    — Одной из актуальных проблем в ряде регионов являются неплатежи за коммунальные услуги. Как решается проблема в вашем районе? С учетом того, что доходы людей упали, цены на товары и услуги выросли.

    — Мы раньше эту проблему как-то решали, но из-за причин, которые вы назвали, процент платежей упал. По этому поводу Глава Ингушетии регулярно проводит совещания и встречи. По поручению Юнус-Бека Баматгиреевича к решению вопроса подключились муниципалитеты. Нами составлен план работы, создана рабочая группа, проводятся так называемые рейдовые мероприятия. Работа ведется и активистами, и духовенством, и депутатами муниципалитетов на постоянной основе, но суровая реальность на платежеспособности людей сказывается.

    — По поводу местных депутатов. Насколько тесно работаете с ними? Есть с их стороны поддержка?

    — Бесспорно, мы ведь делаем общее дело. Когда я начинал работать в должности главы администрации, была другая ситуация. Бывшие депутаты просто отстранились от проблем района и своих населенных пунктов. По этому поводу Глава Ингушетии несколько раз проводил с нами встречи, указывал на то, что нет взаимодействия.

    Ситуация поменялась после выборов, состоявшихся в прошлом году. Избиратели проголосовали за активных людей. У них есть свой график приема граждан, выездов на места. Они принимают участие во всех мероприятиях, которые проводит администрация, контролируют решение вопросов, поднимаемых гражданами на сходах и при личных встречах. Мне, как главе администрации, они оказывают большую помощь, поскольку проблематично часто бывать в населенных пунктах, принимать людей, когда перед тобой стоит задача привлекать инвесторов, работать с представителями малого и среднего бизнеса, решать вопросы социально-экономического развития района.

    — Что ж, успехов вам и спасибо за интервью.