• Артур Аушев: «Надежность вашего электроснабжения во многом зависит от вашей платежной дисциплины»

    aushev mrsk

    Более трех месяцев назад – с момента, когда АО «Ингушэнерго» было лишено статуса гарантпоставщика электроэнергии на территории Ингушетии и эти функции перешли к Ингушскому филиалу ПАО «МРСК Северного Кавказа» – руководителем филиала был назначен Артур Аушев. Что изменилось за это время? Существует ли угроза надежности электроснабжения республики? С какими проблемами и как приходится справляться? С этими вопросами мы и обратились к Артуру Аушеву.— Артур Магометович, как сегодня вы оцениваете ситуацию на вверенном вам участке?

    — Важно пояснить, что своего статуса лишаются те гарантпоставщики электроэнергии (ГП), которые имеют большие задолженности на оптовом рынке. При лишении энергосбытовой организации статуса ГП, он автоматически передается территориальной сетевой компании. Затем в течение года на конкурсной основе определяется та энергосбытовая организация, которая сможет «освоить» функции ГП в конкретном регионе. Конечно, передача функций гарантпоставщика сетевым компаниям либо другой сбытовой организации не решает проблему дебиторской задолженности перед оптовым рынком. Лишение статуса устраняет лишь следствие, но не причину накопившихся долгов.

    Если говорить о ситуации в филиале, то на момент объединения она была очень сложной. И все-таки на сегодняшний день нам удалось добиться некоторых результатов. На новый уровень поднялось наше сотрудничество с руководством республики, с органами муниципального самоуправления. При активном взаимодействии с руководством МРСК Северного Кавказа мы ведем работу по созданию эффективной системы, которая будет способствовать решению главной на сегодня задачи – по снижению потерь электроэнергии и минимизации дебиторской задолженности. Планируем, что уже к началу следующего отопительного сезона таких острых проблем, которые существуют сегодня, станет гораздо меньше.

    — Как известно, одной из причин такого объединения является большая задолженность населения и предприятий ЖКХ Ингушетии за потребленную электроэнергию. Изменилась ли сумма долга на данный момент?

    — Положительная динамика по сокращению дебиторской задолженности отмечается по многим группам потребителей. Если проводить аналогию с расчетным периодом прошлого года, то по итогам января уровень оплаты за потребленную электроэнергию у нас вырос с 20,7 млн рублей до 29,6 млн. А по итогам показателей за февраль мы вообще поднялись с 31 млн до 70 млн рублей, то есть в процентом соотношении мы улучшили показатели с 28% до 53%.

    Это результат каждодневной работы всего коллектива Ингушского филиала. Профилактическую работу с различными группами потребителей, направленную на недопущение еще большего накопления долгов, наши специалисты проводят в центрах обслуживания клиентов постоянно.

    Мы рассылаем информационные СМС-уведомления о долгах и возможных отключениях должников, предлагаем оптимальные варианты оплаты имеющейся задолженности. В работе с населением применяем социально ориентированный подход, ограничение поставок электроэнергии рассматривается как самая крайняя мера. Кроме того, как пути решения при снижении дебиторской задолженности рассматриваем варианты установления предельно максимального уровня нормативов потребления электроэнергии, позволяющего стимулировать установку приборов учета.

    Проблема отсутствия общедомовых приборов учета в многоквартирных домах по-прежнему очень актуальна, в этом направлении мы налаживаем тесное взаимодействие с руководством муниципальных образований. Работаем над разработкой и утверждением графиков погашения задолженности предприятий ЖКХ, а также бюджетных потребителей. В этой ситуации важно не допускать изъятия имущества у предприятий тепло- и водоснабжения (водоотведения) и передачи его другим предприятиям без предоставления соответствующих финансовых гарантий по оплате задолженности за поставленную электроэнергию, предусмотренных действующим законодательством России. То есть правопреемники должны быть обеспечены источником финансирования.

    Для упрощения оплаты населением планируем также создание на базе Ингушского филиала МРСК Северного Кавказа Единого расчетного центра, в котором оплата будет производиться по единой квитанции за все коммунальные услуги. Работу эту мы уже активно ведем. При сотрудничестве с муниципальными властями и коллегами из соседних республик проводим мероприятия, направленные на снижение уровня бездоговорных и безучетных подключений.

    Как результат – улучшение энергоснабжения путем снижения нагрузки на сети за счет введения ограничения режима энергопотребления в отношении нарушителей. Работа по улучшению качества сетей, по сбору платежей за электроэнергию продолжается.

    — Расскажите подробнее о работе со злостными неплательщиками.

    — Позиция по взысканию задолженностей и штрафов остается принципиальной. Неплатежи, бездоговорное и безучетное потребление ставят под угрозу качественное и надежное снабжение электрической энергией потребителей, так как у компании сокращается источник для реализации собственных производственных планов, качественного выполнения обязательств перед потребителями. Поэтому, помимо профилактической работы, мы вынуждены проводить регулярные рейдовые мероприятия, направленные на повышение платежной дисциплины, в первую очередь, физических лиц.

    Согласно законодательству, если абонент не выполняет свои обязательства по оплате электроэнергии – за два расчетных периода для физических лиц и за один расчетный период для юридических лиц – мы имеет право ограничить ему потребление электроэнергии до частичного или полного погашения им задолженности. Попросту говоря, отключить его от электроснабжения.

    Для улучшения платежной дисциплины мы, разумеется, ведем и претензионно-исковую работу. С 1 января 2016 года компания формирует исковые претензии к неплательщикам с учетом вступившего в силу в декабре 2015 года Федерального Закона №307-ФЗ, направленного на укрепление платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов. Документ не позволит недобросовестным потребителям кредитоваться за счет сетевых организаций, накапливая большие долги.

    Теперь должники – юридические лица с первого дня, следующего за днём оплаты задолженности, должны будут уплатить пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центробанка России, что равно банковскому кредиту, взятому по ставке 23% годовых. Пени и штрафы за просрочку оплаты коммунальных услуг и энергоресурсов предусматриваются для всех категорий плательщиков. «Неотключаемых» же потребителей обяжут предоставлять гарантии оплаты и запастись альтернативными источниками электроэнергии.

    Между тем электросетевые компании по-прежнему открыты для конструктивного диалога в части выработки действенных механизмов погашения задолженности, а в отдельных случаях – с учетом реальных финансовых возможностей своих контрагентов.

    — Ведется ли работа по предотвращению самовольного подключения к сетям? Как наказываете таких «находчивых» граждан?

    — В результате рейдов выявляются и те, кто подключился к сетям без договора или же пытается потреблять электроэнергию безучетно – с помощью всевозможных приспособлений. Таких потребителей мы также отключаем и привлекаем к ответственности. А называют их по-разному – энерговоры, энерговампиры… Самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства влечет за собой потери электроэнергии в целом по сетям. Эти потери оплачиваются компанией и существенно ухудшают ее финансовое состояние.

    Кстати, наказание за безучетное и бездоговорное потребление энергоресурсов также ужесточено – штрафы в КоАП увеличены втрое. За самовольное подключение к электрическим сетям штраф для физлиц вырос до 10-15 тысяч рублей, должностных лиц – до 30-80 тысяч рублей, юрлиц – до 100-200 тысяч рублей.

    — И все-таки, помимо неплательщиков и энерговоров, есть и добросовестные потребители, которые вовремя оплачивают счета за электричество. Есть планы по развитию взаимодействия с законопослушными клиентами компании?

    — Уже многое сделано для обслуживания абонентов. Кроме центров обслуживания клиентов, расположенных в каждом муниципальном образовании республики, заработали удобные для потребителей сервисы. Например, мы рекомендуем создать личный кабинет клиента на официальном сайте компании. Это позволит отслеживать историю начислений и платежей, задавать вопросы и получать гарантированные ответы, не выходя из дома или офиса. Для физических лиц удобно провести оплату через терминалы различных платежных систем, банкоматы, Интернет – с использованием банковской карты. Планируем наладить СМС-оповещение, создание колл-центра, где в режиме реального времени клиентам будет предоставляться информация по договорам, потреблению ресурса, долгам и начислениям.

    Особо хочу отметить возможности организации электронного документооборота. Клиенты могут ежемесячно получать и направлять практически все документы, касающиеся исполнения договора электроснабжения в электронном виде.

    — Уровень обслуживания клиентов за последние несколько лет компания подняла на новую ступень, но при изношенности электросетевого комплекса и при наличии недобросовестных потребителей до сих пор актуален вопрос бесперебойной подачи электричества. Выделяются ли средства на ремонт сетей и оборудования?

    — Сегодня вопрос изношенности электросетевого хозяйства перед нами стоит очень остро – более 80% техники и оборудования подлежит капитальному ремонту. А незаконные набросы на сети, бездоговорное потребление электроэнергии ведут к перегрузкам сетей, сбоям напряжения и выходу из строя не рассчитанной на такие нагрузки техники и оборудования. Но надежность электроснабжения для энергетиков по-прежнему задача №1. На мероприятия, предусматривающие ремонт и обновление существующего технического оборудования, средства закладываются в рамках ремонтной программы электросетевого хозяйства.

    По итогам прошлого года на эти цели в республике компанией было потрачено свыше 26 миллионов рублей. За счет них отремонтированы 54 трансформаторные подстанции 0,4/6-10 кВ в шести районах. Кроме того, специалисты компании произвели замену изоляторов, грозотросов, опор и проводов. Наиболее остро необходимость проведения капремонта стояла на питающих центрах «Вознесеновская-1», подстанциях «Малгобек-1», «Вознесеновская-2» и «Бори-Су», где износ оборудования был особенно высоким. Кроме того, был проведен капремонт 179 км воздушных линий, осуществлена замена неизолированных проводов на СИП-10 и СИП-0,4 кВ, обновлено 58 км линий электропередач. Ремонтные работы продолжаются и в нынешнем году. Именно благодаря этим действиям сохраняется надежность наших сетей и качество подачи электроэнергии нашим потребителям.

    — «Россети», как социально ориентированная компания, поддерживают спортсменов, строят различные объекты культурного, образовательного и социального назначения. Ведется ли подобная работа в Ингушетии?

    — В ноябре прошлого года в Ингушетии с рабочим визитом побывало руководство компании «Россети» во главе с Олегом Бударгиным. Вместе с Главой республики Юнус-Беком Евкуровым они посетили топливно-энергетический колледж им. Цурова. О тесноте и отсутствии возможности расширить корпуса и качественно улучшить условия преподавания говорили высоким гостям не только учителя, но и сами студенты. Во всех аудиториях звучали одни и те же просьбы: построить спортивный и актовый залы, новые аудитории. Колледж – единственное учебное заведение на территории республики, которое готовит специалистов в сфере энергетики. На его базе сотрудники нашего филиала проходят переподготовку и повышение квалификации.

    В настоящее время здесь обучается более 800 студентов, а само учебное заведение располагается в приспособленных помещениях 1976 года постройки, которые ранее состояли на балансе местного совхоза. Все корпуса признаны аварийными и подлежат сносу. Поэтому руководство заведения вынуждено арендовать аудитории в близлежащих образовательных организациях. Очевидно, что на сегодняшний день материально-техническая и учебная базы колледжа требуют существенного обновления. Во время визита и было принято решение о помощи при финансировании строительства новых корпусов.

    Кроме того, было подписано соглашение о сотрудничестве между Минобразования Ингушетии и МРСК Северного Кавказа, по которому выпускники местных учебных заведений смогут проходить стажировку на предприятиях холдинга «Россети». Также в рамках того же договора и при поддержке министерства в республике будет проводиться конкурс среди студентов профильных вузов и ссузов «Энергетика – мое призвание». Победители конкурса в регионах также получат возможность стажировки у нас с возможным трудоустройством в подразделениях филиала.

    — Артур Магометович, возглавляя Ингушский филиал, вы также остаетесь первым заместителем генерального директора МРСК Северного Кавказа. Сегодня вы полностью погружены в проблемы электросетевого комплекса Ингушетии, постоянно находитесь в республике. Почему возникла необходимость вашего присутствия здесь? Какие у вас планы?

    — Ситуация в филиале была настолько сложной и неопределенной, что потребовала нестандартных подходов и особого внимания. Бизнес-процессы налажены не были, система контроля не работала. Кроме того, структурные преобразования, связанные с переходом функций ГП к сетевой компании, сами по себе предполагают огромный объем работы. Деятельность объединенных компаний необходимо было выстроить, наладить и вывести ее на новый уровень. Планы выстроены в соответствии с поставленными задачами.

    Главные задачи – обеспечение надежности электроснабжения потребителей, увеличение объемов технологического присоединения в республике и ликвидации бездоговорного и безучетного потребления. И, конечно, о чем мы уже говорили – ликвидация накопившейся задолженности и недопущение новой. К сожалению, наш потребитель не всегда понимает, что стабильно поставляемая в его дом электроэнергия и ее качество напрямую зависят от того, заплатил ли он за свет, не использует ли он всевозможные приспособления для того, чтобы незаконно потреблять электроэнергию.

    Планируем мы в стопроцентном объеме выполнить поручения председателя правительства Российской Федерации по снижению в республике дебиторской задолженности за поставленную электроэнергию, увеличению объемов сбора платежей. В планах – свести к минимуму сверхнормативные потери электроэнергии на территории Ингушского филиала и обеспечить надежное, бесперебойное электроснабжение региона, модернизацию электросетевой инфраструктуры. При содействии правительства Ингушетии планируем разгрузить подстанцию «Плиево» и переключить часть нагрузки на правительственную подстанцию «Назрань-2», будем подключить подстанцию «Магас». К реализации этих амбициозных планов мы уже приступили.

    Важно понимать, что такие планы неосуществимы без соблюдения строгой дисциплины как сотрудниками филиала, так и нашими абонентами, которым мы неустанно напоминаем: надежность вашего электроснабжения во многом зависит от вашей платёжной дисциплины.