• Бабушки, бабушки…

    В былые времена женщина была физически развитой. Она не хуже мужчин умела оседлать коня и скакать, стрелять из лука, попадая с точностью в цель. Возможно, физическая подготовка девочек отвечала условиям жизни народа в горах, и они вырастали готовыми к высоким физическим нагрузкам в хозяйственной жизни. Вспомним женские праздники, которые в художественной прозе описывал Идрис Базоркин. На праздниках женщины преображались, устраивали скачки, соревнования, мерились силой. Что могли наши бабушки в их молодые годы, нам, современным женщинам, и не снилось. Взять, к примеру, медный кувшин. С ним ходили к роднику за водой. Пустой кувшин мы бы донесли, а вот с водой вряд ли. Да ещё по узким горным тропам.

    В основном физическое воспитание девочек происходило в труде, который сам по себе уже был нелёгким. «У них и женщины, как джигиты», — удивлялись путешественники. О том, что женщины нередко наравне с мужчинами участвовали в боях, писали исследователи. К примеру, Л. Семёнов, ссылаясь на статью Г. Вейденбаума, пишет: «В числе пленных близ селения Большой Яндырки с партией горцев была взята девушка, одетая в мужской костюм. Оказалось, что она уже более 10 лет участвовала в военных делах. Её в национальном воинском платье возили на показ Николаю I». И таких случаев было немало.

    В 1907 году Я. И. Фролов, путешествовавший по Кавказу, в ингушском селении Таргим записал рассказ стариков об участии женщин Таргима и других сёл в скачках наравне с мужчинами. Победителем стала Тамара Мальсагова. По словам старожилов, это было в первой четверти ХIХ века. Для уточнения старики говорили: «То было время, когда русские одержали победу над французами». А один из них даже песню о Тамаре-победительнице пропел.

    По материалам А. Краснова, который он собирал для работы над книгой «Физическая культура и спорт у ингушей», активное физическое участие в спорте и состязаниях ингушских женщин спадает по мере утверждения ислама, хотя подсознательно уважение к физически сильной и выносливой женщине в народе сохранилось.

    О физически сильных женщинах я встречаю рассказы по сегодняшний день, когда общаюсь со старшим поколением. Только несколько примеров из моего архива говорят об этом.

    К примеру, Шутурова Эсет, оказавшись в депортации одна с детьми, не любила просить помощи у родных, а сама бралась за любую физическую работу. Как-то ехала она из леса на арбе, груженной дровами. Увидев издали арбу, мужчины всматривались и не видели её — хрупкую, исхудавшую. А когда узнали, что она сама и рубила, и на арбу всё грузила, были поражены.

    «Меня братья нередко на скачки отправляли, а сами смеялись, когда мне проигрывали лихие джигиты», — вспоминает с улыбкой бабушка из с. Яндаре Ганиева Вахидат.

    Нойси Барахоева (из рода Сейнароевых) из с. Беришки с улыбкой говорит о том, как она запросто могла побороть любого человека, и с ней особо не смели вступать в единоборство.

    Примеров таких в жизни было много. Это к тому, что «слабый пол» не всегда так уж и слаб. Подтверждением тому наши женщины: Лейла Албогачиева, дважды одолевшая Эверест, Фатима Бокова — чемпионка мира и Европы по кикбоксингу и др.

    Но при этом мы понимаем, что сила сильной женщины в ингушском обществе была и остаётся в сохранении в себе традиционных ценностей народа. Эту сторону сильных ингушских женщин всегда отмечали в обществе. Они не тяготились этим, а подобно факелу хранили и передавали эстафету идущим вослед.