• Бесконечная война

    «Автомобили, автомобили буквально все заполонили»… Эта веселая с грустинкой песенка была очень популярной в СССР. С тех пор количество «железных коней» увеличилось в нашей стране в пять раз и сегодня превышает 40 млн единиц. 

    Как в течение этого времени двигалась кривая смертности, не трудно догадаться: в последние годы на дорогах России под колесами машин гибнет в среднем тридцать тысяч человек. Только вдумайтесь в эту ужасающую цифру! Мы ежегодно чествуем подвиг афганцев, выполнивших свой интернациональный долг, вспоминаем тринадцать тысяч ребят, не вернувшихся с войны, у которой есть начало и конец. А вот объявлять дату завершения «войны» на дорогах, где полегло несоизмеримо больше наших соотечественников, мы даже не помышляем.

    Между тем, смертность на российских дорогах в 3–4 раза выше, чем в ведущих государствах Европы и Азии. И она растет. В том числе и в нашей республике, где традиционно сильна страсть к «железным коням», где в головах людей отсутствует, казалось бы, элементарная логика, утверждающая, что увеличение числа машин (не простое, а в геометрической прогрессии) требует расширения дорог и улучшения их качества.

    Да, мы расширяем дороги по мере финансовых возможностей. Но параллельно, с другой стороны к дорогам «двигаются» и близлежащие частные дома, здания и строения предпринимателей. И люди гибнут под колесами машин. Несмотря ни на что. Вопреки неустанным просьбам, увещеваниям и мольбам самых убедительных златоустов из числа гаишников, общественников и духовенства «включить мозги», попытаться растревожить совесть, вспомнить, в конце концов, об уголовной ответственности за нарушение закона. Ни совесть не пробуждается, ни страх перед наказанием. Ничто не действует: хоть кол на голове горе-водителей теши.

    Совесть, она, конечно, субстанция не зависящая от нашего мироощущения: она или есть или ее нет. А вот полное пренебрежение краеугольным принципом уголовного права — «неотвратимостью наказания» — только плодит «непуганых дураков». И трупы. Горы трупов. Только за последние два-три дня аварии на дорогах республики унесли жизни нескольких людей. Так, 25 августа в с.п. Сурхахи местный житель, управляя Ладой «Гранта», совершил столкновение с автомашиной ВАЗ-21099, под управлением несовершеннолетнего местного жителя. В результате ДТП водитель «Гранты» от полученных телесных повреждений скончался на месте, а сидевший за рулем «99-й» — с травмами попал в больницу.

    Днем ранее на федеральной трассе «Кавказ», в районе с.п. Яндаре, «Приора», которой управлял житель с.п. Орджоникидзевского (теперь уже г. Сунжа) врезалась в иномарку с прицепом, за рулем которой находился 43-летний уроженец КБР. Наш земляк от полученных ран скончался на месте, а его пассажир и водитель иномарки были госпитализированы. Пострадали еще несколько человек.

    Жуткий наезд на человека на днях случился и в Экажево: 28-летний местный житель, на «Мерседесе», не справившись с рулевым управлением, совершил наезд на 36-летнего уроженца Узбекистана, который от полученных травм скончался на месте.

    А сколько аварий, где люди выживают лишь чудом, как, например, в ДТП, случившемся ночью 24 августа на автодороге «Малгобек-Назрань», где столкнулись сразу три машины, в результате чего пять человек были госпитализированы в Ингушскую клиническую больницу г. Назрани. Бедная ИРКБ. Это лечебное учреждение впору специализировать чисто под ДТПшные нужды.

    Российские гаишники в небывало высокой смертности на дорогах традиционно винят либеральность законодательства (ну куда уж его ужесточать еще!) и отсутствие в головах водителей зачатков разума. В этой связи интересны выводы иностранных экспертов, взглянувших на эту проблему с другой стороны. Так, англичане выяснили, что ничто так не влияет на безопасность людей, находящихся в салоне машины, как размеры авто. Они установили, что в случае ДТП у водителя и пассажиров малолитражки вероятность погибнуть увеличивается в 50(!) раз по сравнению с теми, кто находится во внедорожнике.

    «Неправильные» запахи, по мнению английских исследователей, тоже могут привести к аварии с летальным исходом. В своем научном труде специалисты озвучили список нежелательных ароматов для салона авто. Так, запах гамбургеров и свежевыпеченного хлеба приводит к тому, что водители становятся более раздражительными и превышают скорость.

    Следующие аварийно опасные запахи – это ароматы ромашки, жасмина и лаванды. Они делают водителей чересчур расслабленными и притупляют их реакцию. Запахи свежескошенной травы и цветов также негативно сказываются на безопасности дорожного движения – они вызывают у водителей приступы ностальгии, что снижает внимание и скорость реакции. Ароматы некоторых женских духов и мужских одеколонов вызывают у шоферов фантазии и заставляют их забыть о дороге. Выводы напрашиваются сами.

    А вот австралийские исследователи дорожной безопасности в ходе долгих наблюдений и анализа аварийной статистики пришли к выводу, что если водитель при скорости 60 км/ч прибавит газу на 5 км/ч (то есть будет ехать со скоростью 65 «кэмэ»), то он тем самым увеличит шансы попадания в аварию в два раза. Достигнет стрелка спидометра отметки в 70 км/ч, и риск увеличивается уже в четыре раза. На таких, на первый взгляд, не самых опасных скоростях водителю не хватает времени, чтобы среагировать на опасную ситуацию. И, вдобавок ко всему, увеличивается тормозной путь, а ведь этих самых метров может и не хватить для предотвращения ДТП. Особенно австралийцы подчеркнули, что превышение скорости чревато аварийными последствиями для водителей грузовиков, ведь остановить груженую фуру или совершить на ней маневр куда сложнее, нежели на легковушке.

    Американские исследователи проблем аварийности сделали смелое заявление, упрекнув в дорожно-транспортных происшествиях… подушки безопасности и АБС (антиблокировка тормозов). Активные устройства безопасности, с одной стороны, спасают в экстренных ситуациях жизни водителей и пассажиров, но с другой — они же становятся причиной аварий. А парадокс в том, что водители, зная о такой подмоге, начинают лихачить. Интересный факт: в США водители машин без АБС и подушек попадают в серьезные аварии реже, чем владельцы современных автомобилей. Американские ученые уверены, что шоферы слишком доверяют системам безопасности и перекладывают на них всю ответственность за дорогу. Еще одна причина страшных аварий – это разговоры во время движения по телефону. Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что водители, которые разговаривают по телефону, в 4 раза чаще попадают в аварии.

    Японские умы, проанализировав статистику аварийности, однозначно заявили, что ремень безопасности – самое эффективное средство спасения в ДТП, с которым не может сравниться даже подушка безопасности. В случае аварии ремень увеличивает шанс выжить в четыре раза.

    – Во всех цивилизованных странах мира применение ремней безопасности уже давно норма жизни, – говорит замначальника отдела аналитики и пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД МВД Ингушетии Ахмед Тамбиев. — А те граждане, которые не желают пользоваться ремнем, рискуют получить от полицейского штрафную квитанцию. В ряде стран водитель, не пристегнувшийся ремнем, в случае аварии не получает страховки. Чем вызвано столь трепетное отношение к ремню безопасности? Статистика показывает, что 80% летальных исходов происходит при авариях на скорости 50 км/ч. Это связано с тем, что при столкновениях в условиях городского движения на скорости 50 «кэмэ» человек, весящий 75 кг, испытывает нагрузку в 3031 килограмм, что сопоставимо с весом легкого грузовика! Это равнозначно, если с высоты 6,5 метра сбросить человека на бетонный пол. Поэтому я призываю всех водителей и пассажиров обязательно пристегиваться ремнем – эта мелочь реально спасает жизни людей.