• Беслан Цечоев : «…У нас есть ресурсы для развития столицы»

    158 1

    158 1

    Постоянный цейтнот для градоначальника Магаса Беслана Цечоева – состояние естественное. Периодические встречи с инвесторами, пытающимися «выбить» для себя еще больше льготных условий, помимо существующих (такова «природа» инвесторов), внеплановые совещания с руководителями городских хозяйств, где в повестке дня значатся вопросы, требующие срочного решения, прием граждан, считающих, что у мэра найдется «лишний часик-другой», чтобы выслушать их проблемы, необходимость непосредственно оказаться в той или иной точке города, чтобы «разрулить» ситуацию на месте – эти и другие задачи поглощают все время сити-менеджера. В последние дни сюда еще добавились организационные вопросы после прошедших муниципальных выборов. Тем не менее, мы попросили мэра столицы выкроить немного времени для ответов на вопросы нашего корреспондента.

    — Беслан Бекханович, недавно произошло два важных события в жизни столицы – подписание соглашений о побратимстве с китайским городом Дунин и столицей Чечни городом Грозный. Такой географический «разброс», со стороны, по меньшей мере, интригует. Что для Вас лично значат эти соглашения?

    — Да, действительно, эти события очень важны для нас, для столицы и республики в целом, прежде всего – в экономическом плане. Сегодня у нашей страны налажены с Поднебесной, являющейся крупнейшей экономикой мира, очень тесные и дружественные отношения, Китай – важнейший игрок и на мировой политической площадке, поддерживающий инициативы России на высшем уровне. Сам город Дунин находится на юге провинции Хэйлунцзян. В связи с географическим положением и теплым климатом его называют «Маленький Цзяннань». Цзяннань – это историческая область в Китае, многие века считавшаяся центром культуры, ремесел и торговли, и в значительной степени таковой она остается и по сей день. Дунин обладает богатыми туристическими ресурсами и славится красивой природой. После Шанхая он — второй по уровню ВВП и второй по нефтедобыче и переработке в Китае. Город стал первым городом-побратимом Магаса, и то, что мы сразу вышли на такой уровень – это большой плюс для нас. Поэтому едва ли стоит объяснять, что это соглашение для нас значит. В нем прописаны все направления сотрудничества, в том числе по культурному, спортивному обмену. Мэр Дунина Чжао Хаоджи поздравил всех присутствовавших с этим знаменательным событием и выразил надежду, что подписание договора и последующее сотрудничество окажет исключительно положительное влияние на развитие межкультурного диалога. В свою очередь, в знак особого уважения мы преподнесли памятные подарки и сувениры в национальном колорите мэру Дунина. Уверен, что подписание соглашения положительно скажется на реализации совместных проектов, сделает двустороннее партнёрство более эффективным, будет способствовать дальнейшему укреплению дружественных отношений, наращиванию взаимовыгодного сотрудничества. Мероприятие прошло на двух языках — китайском и русском, в торжественной обстановке при большом количестве горожан, общественности и СМИ.

    Что касается соглашения о побратимстве с Грозным, то думаю, здесь вопросов меньше Нас многое связывает. Сегодня необходимо теснее налаживать добрососедские отношения на основе партнерства, памятуя, что мы равноправные субъекты федерации России. Естественно, начинать, думаю, лучше со столиц, где, в основном, сосредоточена культурная жизнь наших республик. А там – потихоньку подключится и экономика, и другие сферы.

    — Что ингушскую делегацию заинтересовало в Китае?

    — Кроме Дунина, мы посетили еще шесть городов в пяти провинциях, провели экскурсии, посмотрели, как работают разные предприятия, заводы. Очень понравилось их отношение к труду: китайцы очень прилежный, трудолюбивый народ, сумевший за короткий период совершить огромный скачок в экономическом развитии. Этот опыт, безусловно, притягателен и его нужно изучать. Нас, естественно, интересовала возможность его перенесения в Ингушетию, нашу столицу. Нам сегодня крайне необходима конкурентоспособная продукция, которая позволит наполнять нашу казну своими доходами. В этой связи моё внимание привлекло предприятие, где производят автомобильные шины. К слову, основным их покупателем является Россия. Почему бы и у нас такой не построить? Кто-то может сказать, мол, это производство загрязняет окружающую среду, негативно воздействует на экологию. Чтобы убедиться в обратном, нужно увидеть, как предприятие работает : там соблюдаются все экологические нормы, соответствующие сертификатам, с обязательным соблюдением необходимых методов и средств регулирования воздействия на окружающую среду. В ходе контактов с руководителями крупных компаний были заключены предварительные, рамочные соглашения, где мы договорились реализовать крупные проекты в Магасе. Приятным сюрпризом в ходе встречи с историками Китая стало и то, что они прекрасно знают о древних корнях Магаса, являвшегося в средние века столицей Аланского государства, что через этот город пролегал Щелковый путь. Признаюсь, меня это изумило.

    — Сегодня к развитию городов предъявляется масса новых требований, ложащихся в основу урбанистической науки. Вы держите «руку на пульсе» в этом направлении?

    — Безусловно, благоустройство, стремительно строящегося города, необходимость держать на виду деятельность строительных фирм, для которых уборка за собой – только лишние хлопоты, необходимость вдохнуть жизнь в столицу, создавая горожанам условия для отдыха, досуга, развития малого бизнеса – все эти трудности обострены в городах, которые строятся с нуля, в отличие от уже существующих и живущих своей жизнью. А Магас, несмотря на свои древние корни, — город совсем юный. Сегодня ряд глобальных проблем требует от муниципалитетов уделять больше внимания человеческому фактору в городском планировании, все нуждаются в живых, безопасных, устойчивых и здоровых городах. Тщательно продуманные решения городских властей могут заметно улучшить ситуацию в городе. Вместе с тем, и горожане не должны быть сторонними наблюдателями происходящих в родном городе процессов, особенно – в планировании застройки. Планирование в идеале — это процесс, где каждый обитатель городского пространства делится своими запросами, ресурсами, компетенцией, и это сотрудничество рождает образ города, который постоянно корректируется. Постиндустриальная эпоха, в которую мы стремимся — время глобальной конкуренции. А значит, там, где интересные люди, интересная жизнь, интересные задачи решаются, там и будут концентрироваться силы и средства. Идей у нас много, многому мы стараемся учиться из истории развития других городов, в т.ч. на ошибках, которые были допущены при их развитии. Для Магаса, к примеру, весьма серьезным является вопрос расширения города. Памятуя о малоземелье республики, мы понимаем, что единственный путь — это использование возможностей расширения города внутрь. Мы провели детальный анализ, чтобы понять, насколько рационально используются земли в черте города. Здесь есть участки, по тем или иным причинам выпавшие из городской инфраструктуры, но у которых есть «хозяева». С ними мы сегодня разбираемся.

    Другой важный вопрос – проблема с парковками. Строители, в погоне за сверхприбылями, зачастую, пытаются «забыть» о них. В итоге – транспорт «бросают» где попало, создавая хаос в городе. В нашей республике традиционно сильна страсть к автомобилям, хотя во многих странах она начинает остывать. Автомобили захватывают территории и, очевидно, что необходимо сменить направление развития последовательным переходом к новой парадигме, в центре которой стоит человек, с созданием достойных условий для его жизни, в т.ч. хорошей экологией. В этой связи важное значение приобретает развитие зеленых зон с теми же велодорожками, городской культуры садов, когда человек может с любовью посадить дерево в парке и через 15 лет показать его собственному сыну, чтобы тот в свое время показал его своим детям. Городские сады и парки должны быть местом для встречи и общения сразу нескольких поколений. Люди должны проникнуться любовью к своему городу, знать, что от них зависит многое в его развитии. Самые безумные инициативы сейчас могут стать мейнстримом. Но зажечь общественность в одночасье сложно : все еще сильна инерция «маленького человека». И все же такие же люди, как мы, в других городах уже многое сделали. Чем же мы хуже? Время упований и надежд на инвестиции государства уходит в прошлое: надо привлекать частных инвесторов, людей с деньгами, «замотивировать» их теми же льготами, неустанно вести просветительскую работу среди населения, чтобы стремление к максимальной творческой реализации собирало людей вместе. Нужно создавать свою, самобытную городскую среду, со своими традициями, обычаями. В развитых странах, где культура участия жителей в формировании городской среды существует давно, в муниципалитетах есть специалисты по работе с местным сообществом, которые помогают людям создавать свои проекты и обсуждать предложения государства. Скажем, любой крупный объект, начиная от значимого общественного здания и заканчивая ландшафтным проектом, там выносится на суд широкой архитектурной публики, как минимум, на стадии концепции. Там проводят массу открытых конкурсов, в которых задействовано большое число людей, в т.ч. в качестве зрителей. Дело не столько в том, что по итогам появится рациональное зерно, которое можно использовать в проекте. Важно, что народ «живет» жизнью города. В конце концов, урбанистка – это не только наука, но и искусство.

    Магас — это не просто столица Ингушетии : это город с древнейшей историей. Современный город возведен на том же месте, где и была столица Аланского государства. У нас есть много интересных и перспективных проектов, реализовав которые мы сделаем нашу столицу комфортной для горожан и гостей, привлекательной для российских и иностранных инвесторов и туристов. Ресурсы для этого у нас есть.