• Брак и формы его заключения

    Продолжение. Начало в №№ 116-11

    В прошлом у ингушей нередки были драматические, а подчас и трагические истории, вызванные самовольным выходом девушки замуж. От такой дочери родители отрекались, а ее избраннику и его родне объявляли кровную месть. Перемирие между сторонами наступало в том случае, если девушка объявляла, что ее похитили с ее согласия. Но и в этом случае родители девушки смирялись только после того, как получали плату за примирение (тоам), который был выше калыма. Тоам, как компенсация за нанесенное оскорбление, платился и в случае возвращения девушки ее родителям, но он был меньше размером. Если переговоры между родственниками похищенной девушки и похитителя завершались примирением, назначался день свадьбы. Дочери разрешалось навещать родителей лишь спустя много времени, после долгих уговоров и просьб родственников мужа и сердобольных женщин из родительского дома.

    В единичных случаях было известно «люлечное» или «молочное» обручение. В этом случае родители договаривались о будущем браке своих малолетних, а иногда даже не родившихся детей. По достижении совершеннолетия детей, родители жениха приносили подарки невесте, начиналась подготовка к свадьбе. Известны случаи, когда при таком «молочном сговоре» сторона жениха не соблюдала никаких обязанностей до совершеннолетия девушки, но заявляла о своих правах, когда та вырастала. В этом случае родители девушки могли отказаться от своих обязательств и порвать связи.

    Адаты не поощряли смешанные браки, а браки с иноверцами строго запрещались как для мужчин, так и для женщин. Все формы заключения брака (за исключением браков с немусульманками) предусматривали выплату калыма. Понятие «калым» (урду) означало плату-возмещение, страховой капитал для девушки, выходящей замуж. Приданое, как и калым, имело сложный состав и включало не только личные вещи невесты, но и подарки родственников невесты. Раньше девушка готовила приданое в течение полутора — трех лет. Как только жених полностью вносил калым, родители невесты определяли день свадьбы. За это время невеста должна была приготовить деверю башлык, изготовленный из домотканой пуховой ткани, отцу жениха — постель и постельные принадлежности, а его родственникам, близким и почтенным — подарки. Невесте готовили свадебный наряд, одежду, постель (два-три матраца из шерсти, несколько подушек, постельное белье), занавески на окна, домашнюю утварь (кувшин, кумган, медные тазы), ковер, несколько десятков носовых платков, детскую одежду на подарки детям близких родственников жениха. Её так же снабжали разменными деньгами (по одному рублю) для одаривания детей в доме жениха в день свадьбы. Свадебный наряд невеста обычно дарила незамужней сестре мужа.

    Приглашенные на свадьбу приносили невесте подарки: ткань на платье, посуду, предметы туалета, подушки, деньги — в зависимости от своих родственных обязательств и родственной иерархии. Родственники жениха дарили скот (мелкий и крупный, в зависимости от степени родства и возможности), птицу, сахар, масло, муку, деньги. Скот должны были доставить и зятья (мужья родных и двоюродных сестер и дочерей), захалаш — родственники жены, а также братья хозяина, если они жили самостоятельно. Всем родственникам, пришедшим с крупными дарами, делали ответные подарки от имени невесты: отрезы на платья, духи, платья, чулки и пр. Приданое размещали для обозрения в комнате, предназначенной невесте. Раскладывали постель, ковры, раскрывали сундуки и чемоданы с одеждой. Предметом специального обсуждения становились подарки, привезенные невестой свекру и свекрови, деверям и золовкам. Одной из особенностей, коренным образом отличающей ингушей от остальных народов, является строго соблюдаемый обычай, по которому зять в течение жизни не имеет права видеться и общаться с тещей и с тестем.

    Источник: Ингуши – М., 2013