• Будни и мытарства жителей Сунженского района

    FB_IMG_1458994234408

    11 часов дня. Два помещения общей площадью примерно 35 кв. метров. Около 50-ти человек стоят в этих небольших кабинетах так, что зайти в них можно только после того, как кто-нибудь освободит место. Духота и теснота – вот два спутника ожидающих.FB_IMG_1458994234408
    Очередь протягивается вплоть до связанного с ними коридора, где также стоят люди.

    Такую картину практически каждый день можно наблюдать в территориальном участке Сунженского района филиала «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в Ингушетии. Данный участок расположен в г. п. Сунжа и функционирует четыре рабочих дня в неделю (пятница – санитарный день). Он является единственным в районе, и по факту его жителей обслуживают всего пятеро операционистов. Для интереса отметим, что численность этого района составляет более 120 тысяч человек.

    Уже в беседе люди выказывают свою крайнюю усталость от очередей и желание высказать накопившиеся жалобы. Для большинства собеседников-абонентов очередь исчисляется не днями или неделями, а месяцами. В целом недовольство связано с ненадлежащей работой обслуживающих сотрудников участка, сбоями в функционировании общей базы сведений и необоснованными счетами за потребленный газ.

    Установил счетчик – плати по нормативу

    Большинство людей жалуются на такую ситуацию, когда газовая компания предъявляет счета по месячным нормативам за газ, игнорируя показания счетчика. При этом газовики ссылаются на то, что прибор учета не внесен в базу территориального подразделения, соответственно, и его показания для них не имеют законной силы.

    Абоненты, в свою очередь, настаивают на том, что счетчик не вносится в базу исключительно по вине газовиков. Они утверждают, что это может продолжаться месяцами и даже годами, в течение которых у абонентов образуется крупная задолженность, начисленная по месячным нормативам, но никак не по газовому расходомеру. В большинстве этих случаев счислители голубого топлива бывают установлены законным способом работниками самого участка. Но после его монтажа официальное внесение в базу надолго растягивается. То есть счетчики, скажем так, «зависают в воздухе». Почти все люди в очереди, с которыми довелось побеседовать, практически каждый день приходят в офис «Газпрома» именно из-за этого «зависания». А в это время у них накапливается счет, начисляемый по стандартным месячным нормативам. Чаще всего размеры нормативов превышают в несколько раз фактическую стоимость потребленного газа. Вследствие этого, у абонентов образуются задолженности.

    Также ожидавшие в очереди люди, с их слов, безуспешно пытаются внести показания прибора учета в базу данных. Этому препятствует в основном то, что счетчик не внесен в базу. Если же он оказался все-таки на балансе газовой компании, то, по утверждениям абонентов, для официальной регистрации показаний газового дозиметра в операционистских приходится выстаивать огромные, каждодневные очереди.

    Наплыв людей сопряжен с периодическими сбоями в работе базы. И на момент посещения корреспондентом газеты «Ингушетия» Сунженского участка база данных была недоступна. Операционист в беседе с нашим корреспондентом не могла назвать точную причину сбоя, предполагая, что это может быть неисправность в сети Интернет. Она подтвердила, что это происходит часто, и при каждом сбое люди ожидают возобновления работы базы 5-10 минут.

    Рассказывает Белла, 34 года: «С 2008 года мой счетчик не вносится в базу данных, несмотря на то, что у меня есть все акты, договоры, подтверждающие его законную установку. Все это время мне должны были начислять счет за газ по показаниям счетчика, и это примерно одна тысяча рублей в месяц, а нам начисляли по нормативам до пяти тысяч рублей в месяц. На меня, по месячным нормативам, необоснованно возложена задолженность в размере 200 тысяч рублей. Я не должна платить больше положенного. Когда у нас шло разбирательство, выяснилось, что в офисе у них не оказалось журналов с исходящими и входящими документами. Тогда их просто не нашли». Также Белла жалуется на грубое и некорректное обращение отдельных газовых контролеров.

    Большинство людей в очереди старше 40-50 лет. Среди них есть и весьма пожилые люди, и ожидающие с малолетними детьми.

    Эльза, 51 год: «С 2012 года почти каждый день прихожу. Счетчик наш в базу данных никак не внесут. Я даже в прокуратуру писала, и безрезультатно. Они все растягивают и растягивают это. Придешь – скажут через месяц-полтора прийти, и так уже несколько лет. А все это время мне начисляют счета по нормативу за месяц».

    В ожидании же самой очереди люди могут стоять от одного часа и больше.

    Ханифа, 40 лет: «Я вот с декабря прошлого года хожу и не меньше часа стою здесь. У меня никак не получается сдать показания счетчика. Они требуют показания до 25 числа ежемесячно, а придешь сдавать – месяцы ожидания».

    Собеседники негодуют на то, что в функционирующих на территории района МФЦ нет услуги для обслуживания абонентов «Газпрома». Эти жалобы, в основном, озвучивало более старшее поколение ожидающих. Очень может быть, что многие из них пока не готовы освоить дистанционное управление своими счетами и коммунальными услугами через тот же мобильный сервис, банковские терминалы и др. И им привычнее (но, конечно, не легче) стоять в настоящей очереди. Эти люди, однозначно, не располагают должной информацией в этой сфере и, видимо, не догадываются, что таковая есть и может облегчить их жизнь.

    Оплата газа ценой здоровья

    Ожидавшие рассказали о случаях, когда некоторым людям становилось плохо прямо в операционистской, после чего им вызывали карету «Скорой помощи». В непосредственной близости к участку расположена Сунженская ЦРБ. Главврач этого медучреждения Райхант Сайнароева подтвердила газете «Ингушетия», что действительно были случаи, когда её медперсонал оказывал первую врачебную помощь людям, ожидавшим в соседнем здании газосетевого подразделения, вследствие резкого ухудшения их самочувствия.

    — Три-четыре случая было в прошлом году. Людей приводили к нам родственники. Может, потому что станция «Скорой помощи» находится дальше – в сельском поселении Троицкое. В этом году таких ситуаций не было, — рассказывает Райхант Сайнароева.

    Из встреченных корреспондентом газеты «Ингушетия» людей, ожидавших в очереди, одна пожилая женщина жаловалась на самочувствие.
    Лейла, 57 лет: «У меня проблемы с сердцем, давление под 180. Мне действительно сейчас очень плохо, я стою с трудом, нервничаю. Бывает, что в очереди я провожу от двух до четырех часов. Но вынуждена это делать, так как мне необоснованно начислили задолженность. Я хожу с декабря прошлого года. Мне тогда установили счетчик сами газовики, но до сих пор начисляют мне по нормативам, а не по счетчику».

    Конкретных планов по расширению помещений нет, а кондиционер может кому-то и навредить

    Поиск приемной или личного кабинета начальника участка не увенчался успехом. Оказалось, что таковых в этом здании нет. Но это не значит, что нет начальника. Просто, как выяснилось, руководитель сетевого подразделения, не имея личного рабочего пространства или секретариата, обычно пребывает в так называемом кабинете технического обслуживания. По словам абонентов, данный кабинет очень часто бывает закрыт, что произошло и на момент моего визита. Но после непродолжительного ожидания мне удалось встретиться с начальником Ахмедом Торшхоевым, занимающим эту должность сравнительно недавно — с октября прошлого года.

    Корреспондент газеты «Ингушетия» так и не услышал прямой ответ на вопрос о том, действительно ли руководитель участка бывает недоступен для визита абонентов, в силу закрытости кабинета техобслуживания. Однако Ахмед Торшхоев сообщил, что у него все-таки есть график приема граждан.

    На просьбу прокомментировать жалобы людей на плохое обслуживание, необоснованные счета, затягивание приема показаний счетчиков, невнесение приборов учета в базу, Ахмед Торшхоев ответил кипой бумаг, которые оказались протоколами нарушений с приложенными фотографиями.

    — Вот посмотрите. Это все нарушения, выявленные нашими контролерами. Здесь на фотографии видно, что установлена незаконная пломба на счетчике. В неделю мы аннулируем 150 таких счетчиков. При проверке контролеры выявляют незаконные вмешательства в работу учетного прибора, — говорит Ахмед Торшхоев.

    Но вместе с тем он не исключил наличие нарушений со стороны подконтрольного ему участка:

    — Я не говорю, что у нас нет ошибок. Но мы готовы ответить на любую жалобу, провести объективное разбирательство. У нас в этом году нет ни одной жалобы в прокуратуру. Была одна, и то абонент от нее отказался.

    Огромные очереди он объяснил тем, что люди не используют другие аналогичные способы оплаты за потребленный газ – по почтовой квитанции, СМС-сервису или в банковских терминалах. На вопрос о том, доводится ли до людей информация о том, что они могут, не простаивая в очереди, произвести оплату иначе, Ахмед Торшхоев ответил:

    — Операционисты не обязаны говорить им это. Но мы собираемся просвещать людей в этом плане, через то же телевидение.

    На вопрос об условиях ожидания для абонентов, включая несоответствие потока людей размерам операционистских, отсутствие кондиционера, Ахмед Торшхоев отметил, что конкретных планов по расширению помещений нет, а кондиционер может кому-то и навредить. А на некоторые поставленные вопросы, связанные с жалобами людей, так и не прозвучало ответов.

    Мы обратились с запросом в Сунженскую районную прокуратуру за информацией относительно работы указанного участка, но не смогли получить интересующие нас сведения в полной мере. Хотя зампрокурора Марина Белхороева все-таки сообщила, что прокурорская проверка проводилась по жалобам абонентов в прошлом году. В основном заявления были связаны с необоснованными счетами. Подробности выяснить нам не удалось, так как на наши звонки перестали отвечать. Но вместе с тем в прокуратуре отметили, что с начала текущего года жалоб не поступало.

    Как нам удалось выяснить, в прошлом году комиссией головного офиса «Газпром межрегионгаз Пятигорск» была проведена проверка территориальных участков, в том числе и Сунженского. В связи с этим мы обратились с редакционным запросом в пятигорский офис. Наш запрос был связан именно с итогами проверки Сунженского участка. Однако в ответе головного офиса не были конкретизированы результаты работы комиссии отдельно по Сунженскому району, но даются некоторые данные по трем районным участкам. Как следует из официальной информации, в результате проверок на территориальных участках Сунженского, Назрановского и Малгобекского районов был выявлен ряд нарушений, «связанных с несвоевременным предоставлением информации по запросам потребителей; неоперативной передачей сведений, полученных от абонентов». В отношении нарушителей были приняты дисциплинарные взыскания. За последние 9 месяцев уволены 45 работников районных участков в Ингушетии — начальники, мастера по работе с населением, контролеры газового хозяйства и операторы ЭВиВМ. Стоит предположить, что среди них были и работники Сунженского участка.

    В официальном ответе значится: «Руководство филиала компании в республике и заместители генерального директора «Газпром межрегионгаз Пятигорск» ведут выездные открытые приемы граждан в здании филиала и в зданиях администраций муниципальных образований, в ходе которых каждому абоненту дают возможность обратиться с проблемными вопросами непосредственно к руководителям компании. Для своевременной оплаты потребленного газа, компания «Газпром межрегионгаз Пятигорск» регулярно открывает все новые возможности. Так, с прошлого года на сайте компании www.kawkazrg.ru работает электронная система «Личный кабинет абонента», которая дает возможность потребителю дистанционно управлять своим лицевым счетом: то есть проводить оплату газа, передавать показания счетчика, контролировать историю своих платежей с любых планшетов, смартфонов и компьютеров, имеющих выход в Интернет. (Для справки: на 1 марта в Республике Ингушетия уже воспользовались данной удобной услугой 654 абонента.)

    Решается вопрос с недостаточным количеством пунктов принятия платежей. Так, по согласованию с местными администрациями муниципальных образований и для удобства абонентов поставщик газа организовал прием платежей своими специалистами в администрациях муниципальных образований сельских поселений в выходные дни. Теперь жителям сел можно оплатить газ в зданиях районных администраций и получить необходимую консультацию».

    Но, очевидно, жители Сунженского района и не подозревают о том, что для них открыты такие широкие возможности для удобной оплаты за потребленный газ, что называется, не выходя из дома. Не будут же люди добровольно изнурять себя таким положением, которое мы описали их устами в начале статьи.

    Перед головным офисом нами также был поставлен вопрос и о стоимости газа для населения РИ сравнительно с другими регионами СКФО, так как хотели удостовериться, является ли информация о том, что газ для Ингушетии дороже, просто досужими слухами. Абоненты Сунженского участка высказали нам свое недовольство по поводу высокой цены на газ. Оказалось, что у нас газ дороже, чем в Дагестане, но дешевле, чем в некоторых других северокавказских республиках.

    Действующие розничные цены для населения, за 1000 м3 (с НДС) в руб. в республиках СКФО

    Республика Дагестан — 4712,81; Республика Ингушетия — 4995,79; Кабардино-Балкарская Республика — 5125,44; Республика Северная Осетия – Алания — 5383,99; Карачаево-Черкесская Республика — 5633,91

    Задача газеты «Ингушетия» – это не скандальные разоблачения, а попытка выяснить, почему люди каждый день стоят в изнурительных очередях, имея за спиной взвинченные счета. Конечно, ни мы, ни факты не исключают, что большая задолженность часто бывает обоснованной, а пломба на счетчике – незаконно установленной. В действительности же складывается ситуация, когда наши соотечественники, очевидно, просто не обладая должной грамотностью в сфере более удобного обслуживания, выстаивают очереди в операционистских. Но может быть и так, что люди стоят в духоте и тесноте в силу ущемления их законных прав. Это не исключили и в самом Сунженском территориальном участке.