• Достойная дочь своего народа!

    179 1

    179 1

    Приближается юбилейная дата рождения нашей легендарной Раи Евлоевой. К сожалению, она не дожила до своего 70-летнего юбилея. Гармонистка, хореограф, композитор, исполнитель песен, общественный деятель и просто замечательный Человек. Она обладала ярким характером и внутренней красотой. Рая жила жизнью народа, его радостными и трагическими страницами, вникая в тайны истории, желая понять, поддержать песней, мелодией, сказать словами музыки то, что накопилось в душе народной. Она всё время была в движении и ритме. В душе её были богатые воспоминания, был большой опыт: репетиции, фестивали, страны и города, многочисленные встречи с руководителями субъектов и чиновниками, ветеранами ВОВ, с олимпийскими чемпионами, лётчиками, высокими гостями республики. Запомнились бесконечные концерты. Она оставалась до конца дней желанной в каждом доме, куда с ней вместе приходили музыка, добрый смех и ингушские танцы.

    После возвращения из депортации, долгое время она одна играла профессионально ингушские мелодии. Всегда без фонограммы. В её исполнении и пении не чувствовалась подражания. Всё было чисто, без подделки.

    В 70-е годы ХХ века её узнавали все и с радостью встречали. Масса поклонников, работа в самых сильных ансамблях того времени в республике и на Кавказе. Имя Раи Евлоевой тогда уже стало брендом. Это был пик её рассвета. Она работала в ансамблях «Вайнах» в г. Грозный, «Ингушетия», «Асса», с другими танцевальными коллективами, и всегда находила время быть там, где почитали героев из народа, где проводились значимые для ингушей мероприятия.

    Рая не так часто, но играла в спектаклях, писала музыку к стихам, в которых были отражены исторические события, писала стихи и пела, и всегда всё пропускала через душу. Она умела воплотить в музыке события Х1Х века, и песней взывала к памяти ушедших героев того времени, оставивших достойный след. Материнским горем и огромной трагедией была наполнена в её исполнении песня о матери, ожидавшей возвращение сына с Великой Отечественной войны. Из года в год звучала в исполнении Раи песня на стихи Д. Бириханова о депортации народа. Актовый зал невольно наполнялся глубоким чувством печали за участь дедов и отцов, подвергшихся депортации в феврале 1944 года. А по щекам Раи текли слёзы.

    Рая подбирала мелодии так, что без слов заставляла плакать сердца. Она была не только композитором, исполнителем и хореографом. Была ярким общественным деятелем. Её можно было видеть на торжественных встречах и мероприятиях. Без её участия в Ингушетии не проходило ни одно значимое событие. Её воспитанники-гармонисты, её ансамбли всегда были в центре внимания.

    Некоторые эпизоды жизни о ней говорят многозначно. Каждый год в г. Назрани в Краеведческом музее директор Тухан Мальсагов (Дала к1ахетам болба цох) устраивал праздники, где встречались ветераны войны, и желанной гостьей была в их кругу Рая. Праздники были душевные.

    1993-ий. В Ингушетии полно беженцев из Северной Осетии. Были заполнены все жилые помещения, беженцы жили в вагончиках, школах, детских садах. В 1994 году — новый поток беженцев из Чеченской Республики. Кругом неустроенность, огромное число людей и социальная напряжённость. Люди с искалеченными судьбами, бежавшие от войны и невзгод. А в это время она формирует ансамбль. Тогда всё создавалось с нуля. Музыка и слёзы, танцы и судьбы. Всё это прошло через нашу Раю. Ведь она была глубоко неравнодушным человеком. Тревога, царившая в обществе в те годы, и надежда отразились в её программе «Под солнцем единым», которую она ставила в ансамбле. Эта программа взывала к народам Кавказа, к миру и гармонии на земле. А между тем сама она временами ездила к вынужденным переселенцам из Пригородного района, жившим в вагончиках, проводила вечера музыки и песен, поднимая дух и вдохновляя земляков. Вместе с ней в дом приходили тонкий юмор и смех, мелодии и песни.

    В Ингушетии и других республиках Северного Кавказа Рая всегда была желанна. Её ждали поклонники таланта и соотечественники, проживавшие за пределами республики. Она объездила многие города бывшего СССР, была во многих странах и в составе Чечено-Ингушского государственного ансамбля «Вайнах» и с танцевальными коллективами, которые она создавала в Ингушетии. Для Раи ингуши, живущие в республике, на Кавказе, в центральной России, в Казахстане и за рубежом – были одним целым, родным её народом.

    Безумно любила Рая наши горы, и принимала участие во всех праздниках, которые проходили там. А нам, зрителям, казалось, что голос её звучит над всеми горами, когда она исполняла песню: «Стало ли светлей в нашей Отчизне?». Эту песню слушали с забвением.

    Рая чувствовала настроение общества. Чувствовала время. «Она была до умопомрачения преданным своему народу человеком, была преданной нашей культуре, искусству, пению и танцам. Она дорожила ингушским духом. Была сравнима разве что с Башламом (Казбек).

    Рая была сильной и хрупкой, волевой и душевной. Она обладала огромным размахом внутренней энергии. Шла по жизни с глубокой верой и большой любовью к своему народу.

    (Из отрывка рукописи «Жизнь и творчество легендарной Раи»)