• ЕГЭ – палка о двух концах?

    22 39

    В последнее время бурные споры о ЕГЭ значительно затихли, но вопрос отмены или дальнейшего совершенствования системы образования до сих пор тревожит как учеников и их родителей, так и учительский состав.
    Единый государственный экзамен для школьников введен сравнительно недавно. И по этому поводу высказывают много разных мнений: одни считают, что это лишний стресс для ребенка, а другие — что это основательная проверка знаний учащегося. В общем, палка о двух концах. Среди современной молодежи уже ходят афоризмы:

    «- А ты как ЕГЭ сдавать будешь?

    — Я всё ещё надеюсь на конец света».

    Или вот такая страшилка для школьников — «баба ЕГЭ». Но далеко не так смешно все изнутри, как видится на первый взгляд. Казалось бы, свыклись с мыслью о ЕГЭ «мальчишки и девчонки, а также их родители». Но вот предлагается отказаться от формы единого государственного экзамена. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение нижней палаты парламента группой депутатов во главе с Владимиром Жириновским. По мнению парламентариев, ЕГЭ не позволяет определить реальный уровень знаний обучающихся. «Форма ЕГЭ, требуя от школьников ответы на тестовые вопросы, учит детей только «проставлять галочки в клеточках»», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

    Аналогичной позиции относительно отмены ЕГЭ придерживается и депутат Госдумы Сергей Миронов. Еще один довод против ЕГЭ заключается в том, что Минобрнауки России довольно часто корректирует правила проведения ЕГЭ. Например, в октябре 2015 года стало известно, что в 2016 учебном году будет отменена тестовая часть в экзаменах по географии, истории, информатике и обществознанию. Постоянные изменения порядка ЕГЭ неприменимы по отношению к детям, которые не успевают адаптироваться к процедуре его проведения, считают народные избранники.

    Среди негативных сторон ЕГЭ депутаты также выделяют тот факт, что самостоятельно подготовиться к ЕГЭ сложнее, чем к классическим экзаменам, и многим детям нужна помощь репетиторов. Согласно документу, полученные до внесения поправок результаты ЕГЭ будут действительны еще четыре года после сдачи экзамена. Вузы, в свою очередь, смогут в течение этого времени принимать результаты ЕГЭ в качестве вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета.

    В случае вступления в силу указанных поправок прием на обучение в вузы выпускников, которые не сдавали ЕГЭ, будет осуществляться только на основании результатов вступительных испытаний, проводимых самой образовательной организацией.

    В региональном центре обработки информации РИ успокаивают словами председателя правительства РФ Дмитрия Медведева — «от ЕГЭ отказываться мы не собираемся». В РЦОИ также отметили, что будут незначительные изменения, касающиеся части тестовых заданий. Если говорить в целом о порядке проведения ЕГЭ, то в этом году сохраняются все институты, которые были в 2015 году. Это и общественные наблюдатели, и федеральные инспектора и 100%-ное видеонаблюдение. «В течение всего года ведется усиленная подготовка к сдаче ЕГЭ, это и диагностические работы, которые были максимально приближены к процедуре сдачи ЕГЭ, и постоянные тренировочные экзамены, которые организовывались на базе общеобразовательных организаций», — отмечают они.

    Естественно, ни одна система не будет являться в полной мере объективной, если брать во внимание то, что всегда найдутся недовольные. Выпускники прошлых лет признаются, что есть и достоинства и недостатки единого государственного экзамена. Большим достоинством, к примеру, они отмечают то, что теперь не нужно сдавать один и тот же экзамен после окончания школы и при поступлении в высшее учебное заведение. Причем стоит отметить, что каждый вуз составлял свою программу вступительных экзаменов, и экзамен в одном вузе кардинально отличался от экзамена по этому же предмету в другом. Теперь же по результатам ЕГЭ каждый может подавать документы в разные вузы, что открывает для абитуриентов возможность широчайшего выбора.

    На удивление, недостатком они считают «странность структуры». По их мнению, «вся система образования детей сводится к решению конкретных задач, теряются грамотность и способность мыслить шире». Интересно, куда шире?!

    Нынешняя молодежь настолько обленилась, что иногда диву даешься. Зато в Интернете «разноцветные» комментарии ловко печатают, уж уверяю вас, «комментить» их в школах не учат. Низкое качество образования — это результат, в первую очередь, ленивости учащихся и невнимательности родителей, которые при любом удобном случае готовы спихнуть ребенка. Да еще мода такая пошла, выпрашивать у родителей гаджеты, и желательно какой-нибудь именитой фирмы. А родители и без этого готовы своему отпрыску дать все – «чем бы дитя ни тешилось», лишь бы ему хорошо было.

    Вернемся к ЕГЭ. Если в первые годы система образования требовала неких доработок, то теперь она более усовершенствована. И глубоко ошибается тот, кто думает, что методом «абы куда ткнуть» добьется хороших результатов. Во всем мире используется именно тестовая форма сдачи экзаменов, так как это помогает оценить объективные знания учащихся за весь период обучения. На тестовую удачу рассчитывать не приходится, знания действительно проверяются. Да и подготовиться к экзамену вполне можно за последний учебный год, если заниматься интенсивно. Важнейшую роль в достижении прочности знаний играет системно организованное повторение. Оно, как известно, мать учения. Хорошо запоминается только то, что часто используется.

    Жизнь меняется, и подход к образованию — тоже. Сейчас практически на всех ступенях обучения вводится компьютерное тестирование. Если эту систему совершенствовать, то со временем она станет более объективной и не будет вызывать столько нареканий. Экзамен или, как можно сказать, тест всегда был определителем потенциальных учёных, учителей, врачей, политиков, экономистов и т. д. А как же ещё выявить способных людей без определённого тестирования?

    Все новые и уже известные приемы можно и нужно использовать для получения целостного и прочного школьного образования. Оно позволит ученикам не бояться экзаменов, а стремиться участвовать в них, легко и привычно преодолевая все препятствия. И как говорил мой дядя, «сильное стремление всегда венчается успехом».