• Физическая культура и спорт у ингушей

    153 11

    Продолжение. Начало. №151-152. Юноши с детства овладевали навыками плавания в быстрых горных реках, участвовали в состязаниях далеко за пределами своей территории. 

    Физическая культура и спорт были связаны с подготовкой отважных воинов, охотников, скотоводов и земледельцев. Сноровка и ловкость проявлялись прежде всего в труде и в быту. Охота имела в жизни горцев огромное значение. Она раскрывала все качества юношей, мужчин. Охотники нередко шли на опасного зверя и брали с собой новичков-юношей. Во время охоты приходилось ездить верхом на лошади, порой скакать во весь опор, ползать и подкрадываться незаметно для зверя, проявлять инициативу, развивать смекалку и быстроту. В процессе охоты использовали «Iад» (лук), «Iадсаькх» (специальный охотничий лук), «шурдольг» (праща). В Нестеровском и Луговом (с.Мужичи) могильниках предгорной части Ингушетии были найдены костяные, бронзовые и железные наконечники стрел, что свидетельствует о древних традициях этого искусства. В склепах горной Ингушетии археологи находили луки больших и маленьких размеров, что говорит о распространении стрельбы из лука с детства. Постепенно эти орудия стали элементами физического воспитания и спорта. Солнце, воздух, вода, естественные природные условия закаляли горцев-охотников.

    «Дикие горцы с самых малых лет приучают своих мальчиков к жизни воина, к стрельбе, к долгим странствиям по горам, к верховой езде или, лучше сказать, к скаканию сломя голову», «…они бились на саблях так, что я думал, что большинство из них будет ранено, однако раненым оказался только один человек, но многие хвастали десятками ударов по их щитам», — отмечали учёные.

    Толкание на дальнее расстояние камня, поднятие тяжестей были распространены среди горцев. О камне из храма Маго-Ерды, который употреблялся для испытания зрелости и совершеннолетия мальчиков-подростков во время празднеств, писали Ф.И.Горепекин, Л.Семёнов: «Чёрный камень, величиной почти в две ладони, представлял ту особенность, что на нём имелись пять ямок. Ямки эти расположены симметрично, причем одна из них больше остальных… При своем малом объёме камень значительно тяжёл. Испытуемый мальчик вкладывал свои пальцы в углубления камня и старался его поднять. Чьи пальцы вполне располагались по ямкам и заполняли их, и испытуемый мог поднять камень, то с того времени принимался в общество взрослых. Маловозрастные сделать этого никогда не могли. При гладкой шлифовке ямок сделать это было трудно». Такой камень «постоянно хранился в святилище.., откуда жрец выносил его только в дни состязаний».

    А.Краснов в своём труде называет такой вид состязаний, как «лазанье» на обмазанный жиром столб. «Это состязание проводилось главным образом по национальным праздникам и предназначалось для подростков 13-16 лет. В землю вкапывали толстый столб, гладко обструганный и смазанный животным жиром. Наверху столба прикрепляли корзину, наполненную различными предметами. Наиболее догадливые мальчики набирали в карманы, а иногда и за пазуху песок и золу, обтирали ими столб и руки, добирались до корзины и забирали себе ее содержимое. Еще долго после праздника вокруг столба шумели, спорили, толкая друг друга, оспаривая первенство в лазании по столбу».

    Среди ингушей «бытовали различные игры с мячами, специально изготовленными из шерсти. Размеры мячей были разные. Для игры на конях мячи были меньших размеров, для пеших игр – большие… иногда мячи достигали размеров человеческой головы… в Ассинском ущелье мячи изготовлялись из бычьего пузыря, надутого воздухом и обшитого мягкой специально выделанной шкурой». Были разнообразные игры в мяч. Старики рассказывали об игре в мяч на лошадях («ц1ена бургац» или «таузи»)… Это игра заключается в том, что игроки, сидя верхом на лошадях, подобием клюшки («молотком») загоняли мяч в ворота противника, в которых стоял верховой или пеший вратарь. Команда состояла из 3-4 всадников», — пишет Ю.А. Черкасов. А.И.Краснов утверждает, что эта игра была распространена среди многих народов Кавказа и подтверждает примером: «Как-то знатный ингуш женился на карачаевской девушке из знатного рода. Во время свадьбы отец выдаваемой замуж девушки прибыл со своими приближенными в Ингушетию. Между прибывшими карачаевцами и ингушами состоялась игра в «таузи».

    В горной Ингушетии проводились соревнования по самым разным видам спорта: ходьба на подъем и спуск, с преодолением препятствий; бег на скорость, выносливость; соревнования по прыжкам: через рвы, ручьи, канавы, камни и другие препятствия. В литературе говорится о соревнованиях бегунов в гору близ аула Таргим, состоявшихся в 1911 году, победителем в которых стал К-С.Базоркин. Он получил приз, распространенный для тех лет: пудовую головку сахара с пачкой китайского чая, наборный пояс и башлык. Каждое общество и почти каждый аул имел своего чемпиона по бегу. Во второй половине XIX веха среди ингушей сильнейшими бегунами считались Джамбулатов и Базоркин. Они на протяжении нескольких лет оспаривали между собой первенство.

    Особенно развит был среди ингушей конный спорт. Первоначально игры и состязания, связанные с лошадью называли «ловзар». Таких видов игр было множество: «ди хахкар» (скачки), «ди хьовзбар» (скачки с джигитовкой), «ди хувцаш ловзар» (скачки со сменой коней) и др.

    Со временем слово «ловзар» стало пониматься, как игра, игрище, танцы, песни, шуточные загадки, шуточное сватовство, джигитовка и удаль всадников, т.е. праздничное мероприятие. Ведущей чертой ловзар была состязательность — яхь. И всё же апофеозом «ловзар» был танец коня. Конь гарцевал под звуки мелодии, которая так и называлась: «мелодия, под которую кружат коня».

    Лучшей школой мужества и отваги являлась для молодых горцев джигитовка. Лошадей готовили к состязаниям практически всю жизнь, особенно активно за 2-3 месяца до начала скачек, иногда по методам, известным только хозяевам. Их приучали не бояться обрывов, пропастей, горных речек, плохих дорог. Во время тренировок лошади пробегали по 30-40 километров за один пробег в различных горных условиях. Всадники приучали своих скакунов бросаться стремглав с утесов и крутых берегов в реку, не разбирая высоты и глубины. Лошадей, готовя к соревнованиям, купали в холодной воде по 3-4 раза в день. Кормили чистым зерном. Некоторые наездники кормили своих лошадей жареной кукурузой и поили чаем. Кавказцы вообще любили скачки. «Поводы для их устройства были различны: в честь рождения сына, в знак уважения к почетному гостю, в день первой запашки и, наконец, просто по решению общества. Скачки обычно превращались в большое общенародное празднество, на которое собирались люди из разных аулов». Джигиты приводили в восторг зрителей головокружительными кульбитами молниеносной быстроты. Они могли на полном скаку производить меткие выстрелы. Мастеров этого искусства можно было бы назвать акробатами. Они безукоризненно владели своим телом, выполняя различные трюки и упражнения на полном скаку: «расседлывание и оседлывание», «пролезание под животом лошади на другую сторону», «скачки с поднятием вещей, лежащих на земле», «скачки до обрыва», «конная борьба», «борьба пешего с всадником» и др. «Выкапывали яму в земле, в которой помещался бы баран, так чтобы спина была на уровне земли. Затем, на плетень с четырёх сторон клали камни, после чего начинались скачки. Цель этого состязания заключалась в том, чтобы наездник на полном скаку лошади вытащил барана из ямы, поймав за рога. Это было под силу не каждому. К этому виду долго и упорно готовились. Вытащить барана мог смелый, сильный, умеющий хорошо и свободно держаться на лошади наездник. Победитель получал барана. Все родственники и друзья отправлялись к победителю, и там продолжался праздник, который сопровождался обязательно танцами». Дело было даже и не в призе, а в чести и славе победившей лошади и его хозяина. К примеру, легендарный предок фамилии Дзараховых из селения Фалхан — Точ Дзарах исправно мог выигрывать такое состязание (Сампиев И.). Часто случалось, что вытащить барана так и не могли. Тогда хозяин устраивал простые скачки или джигитовку. «В Ингушетии широко была распространена борьба на лошадях… Всадники старались стащить друг друга с лошади или же крупом своей лошади свалить с ног другую лошадь. Это борьба требовала от всадника умения в совершенстве управлять лошадью и самому прекрасно держаться на ней. В этой борьбе определяется не только сила и ловкость всадника, но и сила лошади. История возникновения этого «поединка» относится к далекому прошлому».