• Фольклорная основа народной поэзии

    Поэзия – это душа или полёт души, как говорят мыслители. На протяжении всех веков человек стремился и стремится постичь  самого себя, размышляя о смысле жизни, стараясь найти связь с космосом, объясняя мироустройство через своё мироощущение. 

    И поскольку человек обладает высшей формой разума, ему свойственно выражать свои мысли в поэтической форме, как это делали испокон веков представители всех национальностей, в том числе и наши предки.

    В становлении ингушской поэзии и литературы значительную роль сыграл фольклорный материал, который сформировал национальное своеобразие и национальную идентичность произведений, что в той или иной степени нашло своё отражение в творчестве каждого поэта и писателя.

    Поэзия всегда вдохновляла людей. Горцы пели всегда. Пели в радости и печали, пели, когда молились, восхваляя божества в надежде на лучшую долю, пели для того, чтобы передать чувства любви и радости, горя и печали.

    Малодушие и слабость считались недостойными и позорными качествами, поэтому душевные волнения передавались в поэтическом слове, где горцы выражали то, что не могли сказать словами в силу традиционной сдержанности в эмоциях, присущей нашей ментальности.

    Песенный жанр был широко распространен в среде ингушского народа. Широко использовались песни короткого стихосложения. Они сочинялись экспромтом в песенных «дуэлях» между молодыми людьми на небольших торжествах, увеселительных мероприятиях для того, чтобы пожурить или подшутить над соперником. В них народ выражал представление о должном и достойном и в то же время высмеивал негативные явления в обществе, испытывая друг друга на чувство юмора, на остроту слова, на терпение.

    Подобные соревнования требовали большого интеллектуального напряжения, ибо важно было при всем шуточном характере этого веселья не задеть честь и достоинство друг друга и присутствующих. К сожалению, на сегодняшний день этот жанр народного творчества, который являлся спецификой ингушской культуры, практически утерян.

    Героико-исторические песенные тексты исполнялись в будни. Культ героизма и воинственности, выработанный в течение веков, обусловленный историческими условиями жизни горских народов, постоянными войнами с внешними врагами, побуждал к созданию патриотических, героических и жизнеутверждающих текстов. Они поднимали дух народа, служили гимном защитников и покровителей.  

    Не менее интересным жанром устного народного творчества являлись и являются афоризмы и поговорки. Это тоже своего рода поэтический слог, который ингуши использовали с древности как форму дипломатии.

    Поговорки, афоризмы делали речь красивой и возвышенной. В коротких изречениях концентрировалась философия жизни народа, её общечеловеческие ценности. Краткость, емкость, убедительность и поэтичность излагаемой мысли давали право весьма удачно использовать этот жанр в  «народной дипломатии» при решении таких важных вопросов, как сватовство, умыкание девушек, кровная месть и тому подобное.

    Говорить афоризмами, поговорками (дувцараш, кицаш) лаконично, взвешенно и сегодня считается достойным среди представителей ингушского народа.

    Подытоживая сказанное, можно сказать, что на устном народном творчестве, которое сложилось из древних пластов культуры народа, жившего высоко в горах, обрабатывавшего землю на скалах, думавшего каждый день о хлебе насущном и отличавшегося жесткостью нравов, зиждется национальная поэзия, слышится удивительная мудрость, философичность, глубина мыслей и знание психологии человеческой души.

    Об этом свидетельствуют прекрасные строки Т. Бекова, А. Озиева, Х-Б. Муталиева, М. Аушева, С. Озиева, Х. Осмиева, Дж. Яндиева, А. Хашагульгова, М. Вышегурова, Г. Гагиева и многих других.