• Где наша терпимость?

    Как же тяжело, какой высокой ценой далась нам стабильность, о которой мы мечтали еще совсем недавно, сколько жизней – совсем молодых, не познавших простых человеческих радостей, пришлось заплатить за воцарение мира и спокойствия в нашей республике. Сколько слез было пролито матерями, женами и сестрами, чтобы выкорчевать из нашей земли занесенную извне чуму под названием терроризм и экстремизм. И нате вам: напряженность в обществе создают те, кто по определению должен и обязан гасить его в самом зародыше – представители духовенства. Появляются и опровергаются какие-то обращения в адрес властей с «криком о помощи», в населенных пунктах тейпы устраивают сходы, на которых звучат угрозы в адрес друг друга, обещания расправы. А теперь вопрос: где, в каком месте здесь закралась духовность – корневая основа от слова «духовенство»? Ведь духовность — это качество человека, которое характеризует смысл его поведения, это его нравственная сущность, совокупность ценностей, включающая в себя познавательное, нравственное и эстетическое начала, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках. Чего мы добиваемся, каких целей, и стоят ли они удовлетворения гордыни и амбиций, которых уже никак не скрыть?

    Человеческая память коротка. История учит тому, что она ничему не учит. Старшие помнят отношение советской власти к религии, свежи еще воспоминания насильственного загона религии в «гетто», о том, как стали рваться многовековые связи общества с ней. Чтобы иметь крепкую основу, стержневой корень, советской власти нужна была своя «религия». Но, чтобы ею обзавестись, для начала необходимо было уничтожить старую, и 23 января (5 февраля) 1918 г. советское правительство приняло декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

    Кульминацией этой борьбы стал декрет ВЦИК от 1922 года «Об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих» и массовые судебные процессы против духовенства. Тысячи священнослужителей подверглись террору и жестоким издевательствам, многие храмы были уничтожены или закрыты.

    Ужесточение отношения ко всем религиозным организациям было закреплено в принятом в 1929 г. постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». Оно ставило религию под жёсткий контроль государства и практически не оставляло ей места в советском обществе.

    Большинство российских мусульман установление советской власти встретили с энтузиазмом, надеясь на улучшение своего положения при новом режиме. И в самом деле, в начале 1920-х гг. положение мусульман было весьма прочным. Продолжали работать мусульманские начальные школы. В ряде мест действовали шариатские суды, мечети были вправе владеть собственностью. Представители мусульманского духовенства могли даже состоять в большевистской партии. Это продолжалось до середины 1920-х годов, когда советское государство изменило своё отношение к исламу. Мусульманская религиозная жизнь стала подавляться. В 1920—1930 гг. были закрыты многие мечети.

    Лишь только в годы Великой Отечественной войны вожди советской власти вспомнили о конфессиях, понимая, какая патриотическая сила в них заложена. Видя патриотические устремления в религии, имея сведения о возросшей религиозности населения и стремясь использовать религию для поднятия морального духа народа в борьбе с фашизмом, они пошли ей навстречу и официально признали ее. Так, российским мусульманам было разрешено открыть мечети, закрытые в 1920—1930 гг.

    Однако в период правления Никиты Хрущёва государственная политика по отношению к религиозным организациям вновь ужесточилась. Определённое потепление в отношениях государства и религии сменилось новым наступлением на религию. Во время антирелигиозной кампании начала 1960-х гг. были опять закрыты многие из открытых в годы войны церквей, мечетей и синагог. Этот период продлился до конца 80-х годов прошлого века, когда никто никому уже не мешал: можно было верить хоть в черта…

    Подводя итог советского периода, следует отметить, что на протяжении его большей части религию стремились вытеснить не только из общественной сферы, но и из частной жизни. Религии не отводилось места в социалистическом обществе, она рассматривалась как чуждая идеология и вредный пережиток. Однако решение этой задачи провалилось, поскольку религиозная практика оставалась частью культурной традиции.

    К чему этот экскурс в нашу не очень радужную историю? Известно, что практически ни один из современных конфликтов в мире не носит в чистом виде характера межрелигиозного или внутрирелигиозного противостояния. Политическая составляющая современных войн постоянно усиливается, выливаясь зачастую в открытый терроризм. Террористы, прикрывающиеся мусульманской риторикой, уже нанесли серьезный удар по исламу, чем вызвали гнев со стороны большинства представителей мусульманской уммы. Мусульмане становятся жертвами непонимания: на них обрушиваются обвинения и подозрения в терроризме, несмотря на то, что ислам является религией терпимости. Вопрос: куда же подевалась наша терпимость?