• …И это всё о нём

    195 10

    195 10

    75 лет — срок немалый. Но кто-то проживает его незаметно, без пользы для общества, без какого-либо стремления изменить жизнь к лучшему. У нашего юбиляра в этом плане жизнь удалась.  Она богата и событиями, и поступками, и делами. У него за плечами огромный жизненный опыт, кладезь человеческой мудрости и неиссякаемый оптимизм. 

    Постоянное  стремление быть лучше, совершенствоваться, держать планку, быть достойным сыном своего народа – это всё о нем, о Маули Баркинхоеве, которому 5 декабря исполнилось 75 лет. Казалось бы, возраст, когда пора подводить итоги.  Но это не про него. Он, как и прежде, полон энергии, продолжает работать и творить с таким же упорством, как и в былые годы.

    Передо мной лежит книга  писателя Алексея Гриценко «Маули Баркинхоев: полвека служения народу», которая повествует о непростой судьбе нашего героя. Думаю, вкратце раскрыв содержание этого произведения, мне удастся передать своим читателям хотя бы сотую долю характера неординарной личности Маули Ахметовича Баркинхоева.

    «Только благодаря своему трудолюбию, упорству, стремлению к знаниям и огромной житейской мудрости он из высыльного мальчика, рано оставшегося без отца, вырос до крупного руководителя, под руководством которого были построены тысячи километров железных дорог,  мостов и аэропортов, станций и городов», — пишет Алексей Гриценко.

    Да, Маули Ахметович строил свою жизнь, извлекая уроки из испытаний, обретая с годами опыт и мудрость. С самого юного возраста он осознал, что такое труд и заработанный собственными руками хлеб. Рано оставшись без отца, который умер в 1946 году от тифа, он вместе с другими  ребятишками собирал в лесу щавель, землянику, смородину, боярышник и продавал их пассажирам на станции Ак-Куль в Казахстане за 18 км от дома. На заработанные средства он приобретал себе к школьному сезону рубашку, брюки, школьные принадлежности и кое-что умудрялся оставить маме на семейные расходы.

    За всю свою жизнь он перепробовал множество профессий. Работал в совхозе рабочим, был «авторитетным» объездчиком лошадей. Когда шла традиционная заготовка конины у казахов, падая, разбиваясь, порой получая и серьёзные травмы, обеспечивал питанием всю семью в предстоящие зимние холода. В 14 лет он успел поработать на целине, был и водителем, и крановщиком, и слесарем, и электриком. «Топор берёт и работает, камень кладёт, штукатурку правильно набрасывать учит», — говорил о нем в 70-х годах руководитель строительного объекта Владимир Васильченко. Так и шёл он по жизни, пока не обрёл истинное призвание – строить, создавать и созидать.

    Родился Маули Ахметович в селении Ангушт Чечено-Ингушской АССР (ныне с.Тарское Северной Осетии). Школу окончил в Казахстане, проходя путь 12 км. туда и обратно пешком. Потом Казахский химико-технологический институт, и уже в зрелом возрасте Академию народного хозяйств СССР, где в советские годы проходили повышение квалификации руководители высшего звена.

     Без денег и связей, за счет собственного трудолюбия, целеустремлённости, умения находить общий язык с руководством и подчинёнными, профессионально и грамотно, с опережением графика или в срок выполняя взятые на себя обязательства, Маули Ахметович заслужил доверие окружающих его людей разного ранга. В короткие сроки из ссыльного мальчика, он поднялся по служебной лестнице вверх, пройдя каждое звено профессионального роста — от начальника участка до руководителя  Управления строительства Средней Азии и Казахстана в свои неполные 38 лет.

    Но тяга к родному очагу, безумное желание жить там, где его корни, заставили его уже к сорока годам «биться» с Москвой, чтобы его перевели на Кавказ. В 1980 году Маули Ахметович добился своего и был переведён во Владикавказ главным инженером треста союзного значения «Кавказтрансстрой», ориентированного на 17 регионов страны, который он возглавил спустя три года.

    В 2001 году под эгидой Министерства строительства РФ вышла двухтомная энциклопедия транспортного строительства, где наряду с Петром Великим, Николаем I, Александром III идёт отдельная статья, посвящённая заслугам нашего земляка: «Обеспечил строительство многих железнодорожных объектов в Казахстане, Узбекистане, на Северном Кавказе, в Центральной России – в том числе новых железных линий — Макат-Мангышлак, Гурьев-Астрахань, Бейнеу-Кунград, Тахиаташ-Нукус через реку Амударью, Благодарное-Будённовск; электрификацию участков Горьковской и Северо-Кавказской железных дорог. Осуществлял руководство строительством аэропортов в городах Гурьев, Беслан, Нукус, Грозный, а также ряда объектов социального и производственного назначения в республиках Северного Кавказа».

    1992 год… Потеряв всё своё имущество и работу во Владикавказе, только что воссоединившись с семьёй, которой чудом удалось избежать расправы, «беженец» Маули Баркинхоев 6 ноября назначается главой администрации молодой Республики Ингушетия. Это был огромный груз ответственности, взвалить который на свои плечи решился бы не каждый. «Должность в те годы не завидная, и статус не почётный», — пишет об этом автор книги.

    Под его чутким руководством за рекордный период в Ингушетии были созданы первые органы управления и правопорядка. Практически на пустом бюджете, без квалифицированных кадров были реанимированы промышленные и аграрные объекты, запущены учебные заведения, начато строительство ряда важнейших для республики объектов. Очень важно отметить, что впервые были открыты авиарейсы в Москву и Ростова-на-Дону. А это был декабрь 1992 года! То есть чуть больше месяца со дня, как он возглавил республику.

    — Надо бы запустить самолёт из Ингушетии, — сказал он бывшему в те годы руководителю временной администрации на территории Северной Осетии и Ингушетии Сергею Шахраю. – У людей нет крыльев, они отрезаны от всей России. В Чечне неспокойно, через Осетию ингушам ездить небезопасно. Но есть военный аэродром  в Сунженском районе, на эту площадку два-три раза в месяц садятся военные вертолётчики, набирают водки и улетают. Ни вам, ни России, ни народу пользу не приносят.  Переведём вертолётчиков к военным, а там сделаем гражданский аэропорт! Я в течение двух недель буду готов принять первый борт!

    Шахрай был удивлён такой осведомлённостью Маули Ахметовича, но узнав, что он практически строил или достраивал все аэропорты Северного Кавказа и многие в Средней Азии, согласился. Сказано — сделано, через две недели авиарейсы заработали.

    Вскоре в Ингушетии стали вещать собственное телевидение и радио. Был в этом проекте очень даже интересный эпизод, характеризующий Маули Ахметовича как настоящего профессионала. Телевидение и радио буквально страдали из-за отсутствия материала (АГШ) для звукоизоляции студий. Заказывать его необходимо было из Германии, но на это не было средств и времени. «Тщательно проведите замеры телевизионной студии по периметру и метра полтора-два от пола, — сказал он тем, кто пришёл к нему за советом и помощью. — Потом сходите  на рынок и купите с запасом зеленой ткани. Затем обейте ею стены в студии волнообразными складками, чтобы лучше поглощала звуки!». На удивлённые возгласы присутствующих он ответил: «Я больше 2-х тысяч километров железных дорог построил, около 10 аэропортов, и  везде не  хватало АГШ.  И везде звукоизоляцию мы из сукна делали».

    Помимо этого, в короткие сроки в Назрани был заложен железнодорожный вокзал. Чтобы пробить этот проект, Маули Ахметович лично встречался с руководителем Северо-Кавказской железной дороги, используя все свои навыки и умения хозяйственника и руководителя. Тогда же было начато и строительство горной автодороги Нестеровское-Таргим-Джейрах. Сделано было ещё немало. И всё это всего лишь за 4 месяца!

    Параллельно Маули Ахметович решал последствия осетино-ингушского конфликта, спасал людей, захваченных в заложники, разыскивал без вести пропавших и решал вопросы обустройства беженцев.

    «Он всегда и ко всем мог найти правильный подход, используя своё обаяние, знания и опыт, — вспоминает бывший в те годы  начальником управления финансов Ингушетии Хасан Батыжев. — Даже простую просьбу Маули Ахметовича мы не могли не исполнить. Он не кричал, не требовал, а просто говорил: «Надо сделать для народа! Вы же видите, что вокруг творится. Что я вам могу ещё объяснить?».  Я по жизни всегда вспоминал и руководствовался его методами управления. Человека ни в коем случае нельзя унижать, ругать, подчинённый такой же человек. Он говорил: «Сегодня волею судьбы начальник вы, а завтра, может быть, наоборот».

    Вскоре Маули Ахметович оставил свою должность.  Но он остался рядом с народом, на том участке, где мог себя реализовать и  принести больше пользы, потому что по природе своей – он был строителем  и созидателем.

    Ордена Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, медали «За доблестный труд» и «За заслуги в предпринимательстве», почётный транспортный строитель СССР, почётный железнодорожник СССР, заслуженный строитель Каракалпакской Республики, выпускник Академии народного хозяйства СССР и много других регалий строителя, промышленника и управленца успел заслужить наш герой за 75 лет своей жизни.  Но самую дорогую сердцу награду он получил   спустя лишь два десятилетия. В 2012 году  Маули Баркинхоев удостоен высшей награды республики — ордена «За заслуги». В своих записях он пишет: «По своей натуре я очень подвижный и энергичный человек. У меня в голове много созидательных планов, проектов. Много раз меня приглашали на различные ответственные посты в республике. Но мне милее всего моя мирная и такая необходимая для народа профессия».

    Никогда власть не была для него целью. Не стала она и средством достижения личных потребностей. Он созидатель и, как следствие, использовал власть лишь исключительно как инструмент созидания, проявляя себя во всём как человек мыслящий стратегически.

    В настоящее время Маули Ахметович возглавляет ООО «Трансстрой», на счету которого строительство Назрановского завода электродвигателей малой мощности, реконструкция Сунженской центральной районной  больницы, строительство объектов в Грозном и в других соседних республиках.

    «Богата история родной Ингушетии, — пишет он в своих записях, — здесь каждая пядь напоминает о трудном прошлом,  нелёгкой борьбе предшествующих поколений. Здесь в светлых делах сегодняшнего дня рождается будущее моего народа». Народа, с которым неразрывно связана судьба Маули Ахметовича Баркинхоева. С юбилеем Вас, уважаемый Маули Ахметович!