• «Ингушский драматург» Михаил Булгаков

    b2

    К 125-летию Михаила Афанасьевича Булгакова

    В своем письме от 1 февраля 1921 года двоюродному брату Михаил Булгаков писал: «Я запоздал на 4 года с тем, что должен был давно начать делать – писать». Постановка первого спектакля по пьесе «Самооборона» будущего писателя с мировым именем была осуществлена участниками ингушского самодеятельного театрального кружка во Владикавказе.

    b

    В Ингушетии издревле умели жить, созидать, творить и строить, как уникальные башенные комплексы из камня, так и духовные башни народа, ставшие частью истории и культуры многонациональной России. Во все времена ингушский народ тяготел к театрализованным представлениям с включением элементов игры этического, эстетического, духовно-нравственного начала. Потому, в самые сложные для российского государства двадцатые годы прошлого столетия, в становлении которого ингуши принимали активнейшее участие, передовая интеллигенция Ингушетии, по поручению правительства, приступает к созданию театра, как очага культуры, так необходимого для духовного развития народа.

    Еще в газете «Горская беднота», в 1920 году была опубликована статья «Нужно создать театр для горцев», в которой, в частности, отмечалось: «Это первейшая задача работы в области искусства среди горских народов. Но как ее осуществить? При отсутствии письменности и своего драматического творчества, задача эта труднейшая».

    Студенты Владикавказского драматического кружка играли самые первые пьесы в будущем известного писателя и драматурга Михаила Булгакова, который волею судьбы оказался весной 1920 года во Владикавказе. О пробе пера, со свойственным ему юмором и сарказмом, Михаил Афанасьевич пишет в своих «Записках на манжетах». Во Владикавказе он работает заведующим подотделом искусств вместе с Тамарой Укуровой-Мальсаговой, сотрудницей Ингушского отдела народного образования. Проживая в гостинице по соседству с ингушским театром, вдохновленный игрой артистов, энтузиазмом и горским темпераментом, узнав о драматургическом голоде данного коллектива, сам находившийся в тот период финансовых затруднениях, Булгаков пишет пьесу «Самооборона», которая имела успех у зрителя.

    Очевидцы тех лет рассказывали, что порой, наивный и принимающий сценическое действо за правду зритель, в сцене драки хватался за оружие, становясь на защиту обездоленных. И тогда автор пугался горского темперамента, но игра артистов завораживала его.

    Пьеса «Самооборона», содержание которой подсказала сама жизнь, написана автором о жизни горожан в революционной суматохе, подвергающей их ежеминутной опасности. И небольшой городской квартал решается защищать свои дома, скарб от мародеров и бандитов, установив ночные дежурства. По очереди каждый вечер они стоят на посту, и, когда нужно дежурить молодой девушке, ее страхи от ночной темноты и приставаний случайных ухажеров, писателем выписаны с юмором и игралась сцена актерами комично.

    Тогда же первыми профессиональными артистами были два петербуржца Федоров и Богуславский, любители Яков Пенкович, братья Мальсаговы, Марьям Кодзоева, Ахмед Горбаков, Нина Альтемирова, Магомед Ханиев, Нина Бекбузарова и другие.

    Актерская труппа выезжала в города и села Ингушетии со спектаклями и имела успех у зрителя в Кескеме, Базоркино (Чермене), Насыр-Корте, Кантышево и многих других населенных пунктах. В то же время во Владикавказе открывается Народный университет и драматическая студия. Именно здесь, надо полагать, Булгаков распрощался с профессией врача и, поверив в себя, занялся литературной деятельностью, а для Ингушетии это пора явилась первой ласточкой в развитии театрального искусства.

    Надо отметить, что ингушской труппой ставилась еще одна пьеса Булгакова «Сыновья муллы». Также комедия Абдул-Гамида Гойгова «Поминки» и пьеса неизвестного автора «Пламя» принимались зрителем на «ура».

    Серьезно осложняло задачу воспитательной и театральной работы отсутствие национальной драматургии, режиссуры, начало всеобуча на русском языке из-за того, что население не знало его. Назрела необходимость создания ингушского алфавита, которым занялся известный литературовед и театральный деятель Заурбек Мальсагов.

    В 1923 году на латинской основе создается ингушский алфавит и начинается новый отсчет времени, выразившийся в издании 1 мая газеты «Сердало» — «Свет». С появлением своего алфавита, стали писать и издавать буквари, учебники, книги для чтения на ингушском языке. Это был небывалый прорыв и в ингушской драматургии: «Культармейцы» Х. Муталиева, «Салихат» О. Мальсагова, «Мюрид» А. Шадиева и М. Гайсанова, «Знахарка», «Классовая борьба в ауле» М. Дахкильгова, «Похищение девушки», «Месть» З. Мальсагова и многие другие. Эти произведения были напечатаны в газете «Сердало» в разные годы, а «Похищение девушки» Заурбека Мальсагова издавалась в типографии Наркомпроса Горской Республики в 1923 году во Владикавказе.

    b3

    Студенты Ингушского педагогического техникума во Владикавказе тех лет были серьезно увлечены театром, об этом пишет автор знаменитого романа-эпопеи «Из тьмы веков» Идрис Базоркин: «В каждом учебном заведении у нас были кружки. В 1924 году во Владикавказском педагогическом техникуме было около 90 участников различных кружков. Действовали свои «синеблузы», агитбригады, вольные движения. В нашем литературно-драматическом кружке мы делали композиции о декабристах. Когда работали над спектаклем, ходили в русский профессиональный театр и одалживали костюмы. А при постановке пьесы З. Мальсагова «Месть» костюмы готовили сами, так как материал был чисто местный, так же было и с «Похищением девушки».

    Созданное в 1923 году литературное общество, возглавляемое Заурбеком Мальсаговым, Темботом Бековым, а после Абдул-Гамидом Гойговым, Дошлуко и Орцхо Мальсаговыми, оказало огромную помощь в становлении ингушской литературы и драматургии в целом.

    b5

    «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы, класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь», — сказал Станиславский. Ингушскому театру более 90 лет и создавался он, благодаря истинным патриотам, неутомимым борцам за развитие национального искусства, к числу которых по праву можно причислить и Михаила Булгакова. Ингушское театральное искусство пережило взлеты и падения, притеснение и даже забвение, когда народ был депортирован в 1944 году, но театр жив, пока у него есть благодарный и чуткий зритель.

    b6