• Ингушский газават против фашистов

    «Немец нигде не найдёт приюта, — писала газета «Грозненский рабочий» в годы войны. — Убежав от мести черкеса, он наткнётся на кинжал чеченца, его сразит пуля ингуша — на Кавказе нет народа, который не считал бы Гитлера своим кровником. Кровник — это человек, проливший кровь. Немец пролил кровь чеченца Маташа Мазаева, кровь храброго Магомеда Ханиева…».

    Алексей Безугольный — ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, капитан, кандидат исторических наук, так объясняет преимущество данной агитационной работы в печати: «Кровная месть как бы превращалась в свою противоположность: обращённая не вовнутрь, а вне горского общества, она не разрушала его, а играла консолидирующую функцию».

    Тема кровной мести в 1942-1943 гг. довольно часто поднималась на страницах газет и носила агитационно-пропагандистский характер. Хотя и без всякой агитации решимость горцев защищать свой край от врага была очевидна.

    Наиболее заметно это массовое явление в статье специального корреспондента газеты «Красная звезда» Петра Павленко «Газават», вышедшей в печать в январе 1943 года.  В ней он подробно описал атмосферу того времени, настрой и решимость ингушей противостоять врагу.

    Приведем некоторые выдержки из этой статьи. «Ингушский народ объявил газават – непримиримую священную войну против немцев. Объявил гласно, всенародно, как общую волю всех честных мужчин. …Каждый день приносил все более мрачные известия. В одном месте немецкая авиация бомбила стада, в другом — обстреливала безоружных детей и женщин».

    Эти и другие факты зверств фашистов всколыхнули чувства горцев, и, как пишет далее П. Павленко: «Ходоки из многих селений приехали за советом в село Базоркино к трем самым уважаемым старцам ингушского народа – Кази-мулле, Товси-мулле и Мочко. Эти трое стариков не были священнослужителями в узко формальном смысле. Ученые-арабисты, текстологи, они в свое время побывали в Турции, Египте, Средней Азии и слыли людьми мудрыми, справедливыми.

    Старики еще до прибытия ходоков вели широкую агитацию за газават против немцев, но пока не объявляли его. Прибытие ходоков ускорило решение дела. Собрав в Базоркино до восьми сотен представителей сел, трое стариков поднялись на минарет базоркинской мечети и громко призвали ингушский народ к газавату, к непримиримой, исступленной священной войне против немецкой сволочи, к войне до славной победы и полной мести.

    От имени всех троих Кази-мулла прочел стих из Корана, на основании которого они вводят газават: «Чужеземец пришел на твою землю, он разрушил то, что ты создал. Он убил сына твоего — продолжателя рода, он убил твою женщину. Он надругался над твоей старостью.

    Убей пришельца. Если ты погибнешь в этом бою, земля над твоей могилой будет лежать спокойно. Люди скажут, что он сделал для своего народа все, что мог. К оружию!», – закончил речь Кази-мулла.

    Толпа заволновалась, зашумела. Раздались крики: «К оружию! Газават! Выйдем все до единого!».

    Но Кази-мулла не захотел признать эти крики равными клятве. «Не надо никаких слов сейчас, когда вас много. Подумайте, — сказал он, — потом по одному придите ко мне и дайте каждый свою личную клятву крови, помня, что народ наш должен показать себя с чистым сердцем, чтобы в день славной победы высоко держать голову».

    С той поры у него нет времени ни для молитв, ни для сна. Его осаждают желающие стать мстителями за общие обиды, он принимает их клятвы и благословляет оружие. «Не вынимай его без нужды, не вкладывай со стыдом». И движение начинает захватывать селение за селением.

    Напомним, что это был второй газават, объявленный Кази-муллой за свою жизнь. Первый – за Советскую власть. В гражданскую войну он был трижды ранен, за что получил орден.

    Сегодня общеизвестно, какую роль сыграли ингуши и в Гражданской войне, и в годы Великой Отечественной войны. И в данном материале нет нужды подчеркивать это ещё раз. Нас же заинтересовал автор публикации, а также некоторые имена, приведенные выше.

    Павленко Петр Андреевич (1899–1951). Советский писатель, лауреат четырех Сталинских премий: (1941) — за сценарий фильма «Александр Невский», (1947) — за сценарий фильма «Клятва», (1948) — за роман «Счастье», (1950) — за сценарий фильма «Падение Берлина». С первых дней Великой Отечественной войны специальный корреспондент «Красной звезды». В 1942–1943 годах — председатель Оборонной комиссии Союза писателей СССР. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды.

    У кого-то имя Мочко, приведенное Павленко в статье «Газават», невольно может ассоциироваться с именем Мочко Базоркина, известного в Ингушетии человека, прапорщика царской армии. Но по времени рождения (а родился Мочко в 1817 году) это не сходится.

    Ответ о том, какую фамилию носит упомянутый в статье Мочко, мы находим в статье Зейнап Дзараховой «Храбрые потомки нартов», опубликованной в нашей газете в феврале 2015 года: «В 1942 году на огромном митинге в селении Базоркино ингушский народ объявил священную войну фашистским захватчикам. Очевидец митинга, который состоялся в с. Базоркино в 1942 году,  А. Шмонин рассказал о нём на страницах печати Дагестана: «В ингушском ауле Базоркино трое самых уважаемых стариков, ученых-арабистов Кази-мулла, Товси-мулла и Мочко Аушев с минарета мечети призвали горцев к газавату».

    Совсем скоро вся страна будет отмечать 70-летие Великой Победы. И каждый из нас, ныне живущих, считает этот праздник своим, родным. Потому что в той войне показывали чудеса храбрости и отваги наши деды. Они вместе со всеми перенесли ужасы и тяготы фронтовой жизни, отстояли честь и независимость Родины. И как тут не вспомнить еще раз пророческие слова Кази-муллы: «Народ наш должен показать себя с чистым сердцем, чтобы в день славной победы высоко держать голову!». Так оно и случилось!