• Исропил Лотыров: «…Наводить порядок нужно начинать с себя»

    120203_1000

    Все чаще и чаще с изумлением осознаю всю глубину прозорливой  мудрости наших далеких предков, предсказывавших события, которые с течением времени сбывались. Скажем, еще наши старики говорили, что район Назрани станет тем «ковчегом», который в тяжелые для нашего народа времена спасет нас.

    Относительно недавние трагические события доказывают справедливость этого предсказания. Но черные полосы, к счастью,  обладают способностью завершаться. И наступают мирные времена, которые, согласно все той же народной мудрости, являются не более легкими: жить, утверждали наши пращуры, так же тяжело, как и умирать. И, думается, главная задача любого руководителя, любого ранга – минимизировать эту «тяжесть», сделать все возможное для создания максимально комфортных условий для жизни простых людей.

    О том, как эта задача решается в Назрановском районе, мы беседуем с главой администрации района Исропилом Лотыровым.

    — Исропил Ахметович, сегодня Назрановский район наиболее, скажем так, урбанизированная территория республики, к тому же исконно являющаяся центром притяжения ингушей. И, естественно, задачи, прежде всего социально-экономического характера, требующие ежедневного решения, здесь также заострены. Насколько успешно их удается решать?

    — Да, действительно, Назрановский район всегда являлся своего рода стержнем республики, на который нанизана, образно говоря, «основная жизнь» нашего народа и возрожденной республики. И не мудрено, что  задачи, стоящие здесь, вдвойне сложнее. В район входит девять населенных пунктов, практически слившихся в одну сплошную застройку. Если в одном месте «прорвет», это сказывается на большой площади, на жизни простых людей. Поэтому приходится ежедневно, ежечасно держать руку на пульсе, контролировать и мониторить ситуацию в разных сферах и направлениях, быть в курсе всех событий.

    — Народ наш, по большому счету, так сложилось исторически, привык надеяться на собственные силы. Тем не менее, сегодня у государства, несмотря на грянувший экономический кризис, есть возможность поддержать нуждающихся и инициативных людей  посредством реализации разных программ, создавать нормальные условия для жизни. Как вы, в этой связи, оцениваете социально-экономическую ситуацию в районе?

    — Погрешу против истины, если скажу, что она плохая. Хотя многие и привыкли хаять все подряд, видеть во всем только негатив. В частности, мы вовремя успели в прошлом и в позапрошлом году включиться в федеральные целевые программы. Это различные программы по строительству, оказанию материальной помощи, улучшению жилищных условий и т. д. Весьма хорошие наработки у нас по программе «Устойчивое развитие сельских территорий», которая разработана на период до 2022 года.

    Да, конечно, масштабные объекты из-за кризиса мы не строим сегодня. Однако крайне необходимые в ежедневной жизни объекты, благодаря этим программам, мы периодически вводим в строй, многие находятся на стадии завершения, активного строительства. Так, в рамках упомянутой программы развития сельских территорий мы спроектировали в каждом сельском поселении по 2-3 км водопроводных и газопроводных сетей в районах новостроек, детские спортивные площадки, фельдшерско-акушерские пункты. В этом году сдали в строй в Али-Юрте  отличный ФАП, спортивную площадку в Кантышево, там же строится по этой программе школа на 540 мест, строится ФАП в Яндаре. В Али-Юрте и Яндаре, по линии «Роснефти» и «Газпрома», возводятся два отличных спортивных комплекса. В прошлом году сдали в Барсуках новую школу, в Али-Юрте строится школа, на стадии завершения строительства детские сады в Али-Юрте, Долаково и Плиево. Полным ходом идет строительство детсада по линии «Роснефти» в Экажево, там же скоро сдадут в строй школу на 540 мест. В Али-Юрте строятся детсад,  школа и ФОК.

    По газпромовской программе, разработанной еще в 2009 году, в прошлом и позапрошлом годах в Плиево введены в строй порядка 10 км  разводящих газопроводных сетей, в этом году запланирована сдача в эксплуатацию около 30 км таких же сетей в Кантышево, Долаково, Сурхахи, Экажево, Плиево. Сдачу большинства объектов мы хотим приурочить ко Дню образования республики.

    — Внушительные цифры. Тем не менее, район всегда славился своими достижениями в аграрном секторе. По сути – это основа всей нашей республики, если разумно к ней подходить. В какой мере удается поддерживать, скажем, частных сельхозпроизводителей?

    — В этой сфере, как вы правильно заметили, действительно необходим разумный подход. К сожалению, этому не очень способствует существующая законодательная база, в соответствии с которой каждый, кто проживает в сельской местности, имеет право на господдержку для развития своего хозяйства. Если у кого-то есть частное подворье с захудалым сарайчиком, то он может требовать помощи как начинающий свое дело фермер. Многие, увы, злоупотребляют этим законодательным несовершенством и начинают качать права, мол, давайте нам гранты.

    На данный момент со сданными в Минсельхоз папками документов, в надежде получить финансовую помощь, сидят порядка восьмисот человек. И каждый второй – начинающий фермер. Конечно, хотелось бы всем помочь.  Всем,  кто реально намерен работать на   благо республики, на пользу себе. Но денег на всех не хватит, и нам приходится прилагать огромные усилия, чтобы выявлять наиболее перспективных, в ком мы видим готовность преодолевать сложности, которые неизбежно возникнут в такой сложной сфере, как сельское хозяйство.

    Такие списки уже составлены. Порядка 40 человек получат гранты в размере 300-350 тыс. как начинающие фермеры. Как «семейные» фермеры серьезную помощь от одного до полутора миллионов рублей получат восемь человек. Они, а это в основном животноводы, повторюсь, прошли по спискам, комиссия одобрила их кандидатуры. До этого мы объехали  подворья и хозяйства всех претендентов, распределили их по категориям. В итоге, чтобы не распылять средства и чтобы не случилось так, что мы «всем сестрам по серьгам» раздали, из каждой категории отобрано по 30% фермеров. Конечно же, возмущающихся и недовольных много. Но делать нечего.

    — Основу успеха в любой работе составляют профессиональные кадры. Как вы оцениваете работу глав сельских поселений, довольны ли вы их работой?

    — Конечно, я слукавлю, если скажу, что в восторге от их деятельности. Везде все по-разному. Пресловутый 131 закон об общих принципах организации местного самоуправления так и не стал для многих настольной книгой и руководством к действию. Беда в том, что все руководители сел с давних пор привыкли ходить, фигурально говоря, с протянутой рукой. Конечно, я пытаюсь напомнить об этом законе, объясняю, что он разработан именно для решения задач на местах, тереблю их, чтобы они расшевелились.  Зачем клянчить деньги, если они лежат, грубо говоря, под ногами. В каждом сельском поселении лежат тысячи неоформленных земельных участков, за которые должен уплачиваться земельный налог. Он на 100% возвращается обратно в село. Тысячи домовладений не оформлены, а это – налог на имущество, и он также на 100% возвращается назад в виде новых тротуаров, трансформаторных подстанций, уличного освещения и т. д. и т. п.

    Очень многое зависит от уровня и качества разъяснительной работы среди населения. Нужно собирать людей, устраивать сходы и на них открыто, прозрачно рассказывать, сколько налогов собрано, на что они будут потрачены, советоваться с людьми. Думаю, не мытьем так катаньем, как говорится, мы изменим эту ситуацию. За последние полтора-два года мы все-таки увеличили собственные доходы за счет упомянутых налогов, и эта работа на постоянном контроле. Подключаем сюда налоговую и трудовую инспекцию, рейдовые мероприятия проводим вместе с главами сел.

    Ведется работа и по выявлению скрытой рабочей силы – это настоящий бич республики в целом. Каждый предприниматель старается указать меньше работников, чтобы уйти от налогов. К примеру, если сравнить количество работников на автозаправках «Роснефти» и наших местных всевозможных «ойлов» – получится десять к одному. В местных автозаправках, в лучшем случае, числятся сторож и оператор. Такая же картина царит в огромных торговых центрах, где по документам работает 1-2 человека. Конечно, мы во взаимодействии с компетентными органами выявляем эти нарушения, штрафуем, выносим постановления, с тем чтобы  заключались трудовые соглашения.

    В принципе, задачи ясны: необходимо лишь упорство, чтобы ввести эту работу в систему. Это рутина, ежедневная работа. Однако наладить эту систему зачастую мешает наше укоренившееся представление о государстве как о доноре, наша иждивенческая сознательность. Многие думают, «ну да, за газ, свет и воду мы еще подумаем – платить или нет, а вот какой-то там имущественный налог – это, простите, не с нас». А потом на сходах начинаем кричать: «Проложите нам асфальт, водопровод, поставьте трансформатор!» Тяжело, очень тяжело идет процесс осознания.

    — Истины ради, стоит сказать, что не всегда простые люди виноваты, скажем, в плохом качестве сбора тех же коммунальных платежей. Вы согласны?

    — Да, вы правы. Закон требует 100%-ного сбора текущих коммунальных платежей. А у нас, в лучшем случае, доходит до 50. По большому счету проблема кроется в неразберихе, царящей в самих этих службах. Абонентам начисляются необоснованные долги, расписываются на малоимущих огромные суммы, и люди обивают пороги с просьбой списать с них эти деньги. Просят  установить  приборы учета, чтобы их занесли в базу, снять  несуществующие, повторяющиеся адреса. Но отговорки этих служб не меняются годами, как, например, у газовиков, утверждающих, что не могут повлиять на базу данных, находящуюся в Пятигорске. Порой, все это напоминает театр абсурда. В итоге, когда человеку вместо трехсот рублей начисляют три тысячи, он просто игнорирует уплату платежей. Конечно, это не значит, что работа не двигается, что мы не пытаемся выйти из этого порочного круга, что нет злостных неплательщиков, которые в этой мутной воде ловят рыбку.

    Проблема имеет глубокие, давние корни, когда в начале 90-х годов людям выделили земельные участки, которые проходят по хозяйственному учету под индивидуальное жилое строительство. Человек, скажем, получил участок, но дом не построил. И для того чтобы с него взять земельный налог, местная администрация открыла на него лицевой счет. У него земля годами лежит, он благодушно думает, «ладно, когда будут деньги, построю дом». Но газовики идут следом и на этот лицевой счет ставят дом, открывают еще лицевой счет на поставку газа. В ходе инвентаризации, которую мы провели, чтобы ясно представлять себе сложившуюся картину, мы выявили порядка 2,5 тыс. таких адресов по району и представили их газовикам, попросив их привести все в порядок. Но воз и ныне там. В любом случае Глава Ингушетии дал нам жесткое указание в ежедневном режиме заниматься этой проблемой, находить способы ее решения. Это, конечно, отнимает много времени и ресурсов, приходится отвлекаться от других важных направлений работы.

    — Мне кажется, что проблема отсутствия порядка на местах и в том, что власть редко прибегает к пресловутому кнуту. Скажем, участковые полицейские – и это давно не секрет – практически самоустранились от своих прямых обязанностей…

    — К сожалению, это данность. Но, с другой стороны, им такую вольную жизнь предоставляют главы сельских поселений. Когда участковый – а это не редкость, начинает разглагольствовать о том, что это, дескать, не моя работа, глава села должен привести его в чувство. Он должен держать в тонусе и участкового, и ветврача, и директоров школ, и всех, кто находится на подведомственной территории, чтобы все соблюдали закон и порядок. Если кто-то не находится в прямом или ведомственном подчинении главе, то он легко может выйти с ходатайством на начальство нерадивого работника. Но у нас это считается доносительством. Кривозеркальное понимание вещей.

    Глава села должен заставить участкового выполнять свою работу, показать ему, что на его участке мусор выбросили, что где-то произошел самозахват, ведется незаконное строительство, сказать, «а ну-ка, товарищ, выполняй свою работу, иначе я напишу докладную записку твоему руководству!». Тогда бы участковый шевелился. А так – участковый сам по себе, глава сам по себе. Вот население и чувствует, что «король-то голый». Если бы участковый, зная территорию своего участка, людей там проживающих, один раз одернул  нарушителя, в следующий раз составил бы протокол административного наказания, периодически появлялся то тут, то там, люди бы к нему привыкли и остерегались. Тогда бы и соседи нарушителя подумали о последствиях – строить им фундамент, выходя  за красную линию, или нет.

    Порядок наводить нужно начинать с себя. Тогда и в наших селах, да и в природе в целом будет царить порядок.