• Когда верен данному слову

    Этот рассказ я записал осенью 1968 года со слов Аси (Асланбека) Эльдиева (Гиреева), который прожил 111 лет (1864-1975).
    В селение Кошк (Мецхальское общество) приехал давний знакомый Асланбека из Хамхинского общества. Рассказал, что работал старшим лесничим в Казанской губернии у богатого помещика. Так как по семейным обстоятельствам он вынужден был вернуться домой и не сможет далее работать, помещик этот попросил его подыскать ему надежного человека.

    — Я вспомнил о тебе и сказал хозяину, что есть человек, которого не нужно проверять на надежность.

    Подумав, Асланбек дал согласие. Гость объяснил, как добраться до места работы, и, отобедав, уехал домой. Спустя некоторое время Асланбек выехал по указанному адресу. Встретили его приветливо, накормили и объяснили его обязанности. Он стал старшим над несколькими лесниками.

    Надо заметить, что в детстве Асланбек прожил несколько лет в семье казака из станицы Тарская (Ангушт) и свободно владел русским языком, для чего и был отдан своим отцом другу казаку. Жена казака была баптисткой, и эта семья не держала свиней. Рос Аслан с одногодками близнецами Гришей и Мишей, быстро усвоил русский язык.

    В первый же день приезда выдали Асланбеку ружье, часть жалованья и указали избу недалеко от поместья, где и прожил он четыре года. На коне объезжал Асланбек лесные угодья, знакомился с лесниками и крестьянами, вникал в свои обязанности и скоро стал грозой для воров, рубивших лес, а также и лесникам дал понять, что на компромисс он не пойдет. С наступлением зимы Асланбек менял коня на лыжи.

    Крестьяне тайком рубили лес, иногда в сговоре с лесниками. Всех, кого задерживал, Асланбек отводил к хозяину, который решал, кого штрафовать, а кого наказывать посуровее.

    Как-то весной, двигаясь верхом, услышал Асланбек стук топоров. Свернув в чащу на стук, увидел троих мужиков и две подводы, почти загруженные лесом. По пенькам было видно, что часть леса уже вывезли. Увидев Асланбека, лесорубы растерялись, кто-то попытался бежать, но грозный окрик и винтовка в руках сделали свое дело.

    Приказав загрузить оставшиеся бревна, Асланбек собирался доставить задержанных в имение. Но вдруг один из мужиков упал на колени и, рыдая, ногтями стал царапать лицо и биться о землю. Старший в этой троице стал предлагать Асланбеку деньги и просить, чтобы он их отпустил.

    — Я дал слово барину, честно работать, так что не могу нарушить свое обещание, — сказал он.

    Все его внимание было обращено к бившемуся о землю крестьянину. Спрыгнув с лошади, он повесил ружье на плечо, подошел к лежащему, поднял его за плечи и, поставив на землю, сказал:

    — Ты же мужчина, не стыдно тебе плакать?

    Стоявший рядом его товарищ пояснил:
    — Помнишь, в деревне был пожар? Так вот, этот погорелец – Тимофей и есть. А мы хотели ему помочь. Не срубит избу этим летом, так и зимовать ему негде, а детей у него много и жена больная, так что и плакать ему не стыдно.

    Задумался Асланбек, потом вынул из кармана золотой червонец и сунул в руку Тимофею. Тот непонимающе смотрел на червонец, и всхлипывать перестал.

    — Грузите оставшиеся бревна, везите, не прячась по дороге, домой. Если спросят, что да как, сошлитесь на меня.

    С этими словами сел на коня Асланбек и двинулся в имение. Встретил его хозяин, провел в столовую, где слуги быстро накрыли стол. Каждый раз, когда Асланбек появлялся в имении, его приглашала к столу вся семья. Три дочери и жена наперебой задавали вопросы о жизни ингушей, про обычаи и традиции. Все больше удивлялись они законам и адатам неизвестного ингушского народа и восхищались горцами.

    Не притрагиваясь к еде, Асланбек рассказал о случае в лесу, о погорельце Тимохе и о своем решении отпустить воров. Потом добавил, чтобы удержали за лес из его жалованья. Молча выслушал его хозяин и строго посмотрел на старшего лесничего.

    «Конец моей работе тут», — подумал Асланбек.

    — Почему не ешь? — спросил хозяин, потом достал из кармана два золотых червонца. Поверх жалованья он часто давал золотой червонец, объясняя, что это награда за честную службу.

    — Ты всё сделал правильно, и за честную службу вот тебе два червонца.

    С этими словами, он насильно вложил в руку Асланбека деньги.

    — Еще больше уважаю тебя, — подытожил хозяин, — давай примемся за еду.

    Четыре года проработал Асланбек в Казанской губернии и приехал домой с крупной суммой денег. Расстроилась семья хозяина, когда уезжал Асланбек домой, просили вернуться. А через год приехал в с. Кошк ингуш, работавший в том же уезде, с которым они общались на чужбине. Привез дорогие карманные часы от помещика.