• Кто виноват и что делать?

    200 12

    В республике с недавних пор в среде автомобилистов активно обсуждаются грядущие, по их мнению, в 2016 году изменения для пользователей газобаллонного оборудования (далее — ГБО). Неосведомленность людей привела к тому, что по данному поводу даже ожидают новый федеральный закон. Редакция газеты «Ингушетия» попыталась выяснить, где начинается достоверная информация и заканчиваются домыслы в этом вопросе.

    Контроль в сфере установки и пользования газовым оборудованием на автомобили осуществляет УГИБДД МВД по РИ. Подробнее рассказать читателям нашей газеты о порядке оформления ГБО согласился сотрудник отдела надзора ГАИ Мусса Олигов. По его словам, нормотворческие изменения в области пользования ГБО действительно приняты, но не теперь, в пику обсуждения этой темы, а еще в январе текущего года.

    — 1 января 2015 года Евразийская экономическая комиссия Таможенного союза, членство в котором ведет Россия, приняла Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств». Именно этот документ и ввел ряд новшеств для пользователей газобаллонного оборудования на автомобиле, — рассказывает Мусса Олигов. — Согласно Регламенту, кардинально изменилась процедура оформления газобаллонного оборудования. Он определил установку ГБО как «внесение изменений в конструкцию автомобиля», что законодательно и породило нововведения. Если до принятия Регламента водитель просто заезжал на сертифицированную станцию техобслуживания, где ему устанавливали ГБО и выдавали соответствующие свидетельства до и после установки, то теперь СТО он должен будет посетить только в третью очередь.

    Как отмечает представитель ГАИ, первоначально водитель должен обратиться с заявлением в испытательную лабораторию (Центр) Таможенного союза для предварительной технической экспертизы  конструкции автомобиля. Центр должен определить, можно ли вообще устанавливать ГБО на этот автомобиль. Получив «добро» от лаборатории, необходимо обратиться в ГАИ и предоставить последней имеющуюся документацию и сам автомобиль на осмотр.

    — Если мы убедимся в том, что внесение изменений в конструкцию вашего автомобиля (то есть установка ГБО) соблюдет при этом требования безопасности, — продолжает Мусса Олигов, — то вам выдадут соответствующее свидетельство. Только после этого водитель обращается в аккредитованную станцию техобслуживания, где получает сертификаты соответствия выбранного им ГБО требованиям Технического регламента, а также совместимости ГБО и собственного автомобиля.

    Но здесь существует своя техническая проволочка – отдельно взятое ГБО должно по техническим нормам подходить соответствующему регламентированному семейству автомобилей. То, что выбранное ГБО соответствует вашему автомобилю, необходимо доказать той же испытательной лаборатории и затем ГАИ. На это, по словам Муссы Олигова, тоже выдаются отдельные свидетельства.

    — Затем настает стадия непосредственной установки ГБО на автомобиль работниками сертифицированной СТО, — говорит он. — После чего необходимо снова обратиться в лабораторию, которая должна выдать свидетельство о том, что ГБО успешно установлено с соблюдением техники безопасности. В этом должна удостовериться и ГИБДД, которая проводит проверку безопасности конструкции после внесения в нее изменений и выдает протокол технической экспертизы. Только после этой стадии вы можете получить долгожданное свидетельство и отметку в техпаспорт.

    Мусса Олигов опровергает слухи о том, что после установки ГБО необходимо проводить техосмотр оборудования два раза в год. Проверка будет проводиться только через каждые три года.  Также он называет недостоверной информацию о том, что введена своего рода пошлина за годовое пользование газовым оборудованием. В ГАИ только при получении свидетельства водители должны будут вносить разово сумму в размере 2 – 2,5 тыс. рублей.

    Несмотря на то, что завтра исполнится ровно год, как действуют данные новшества по установке и регистрации ГБО, мало кто из ингушских автомобилистов знает о них. Хотя водители уже обязаны переоформить ГБО на своем автомобиле, согласно требованиям Технического регламента, у большинства из них по данному вопросу наблюдается полная неосведомленность. Начальник отдела по развитию транспортного комплекса Компромсвязи РИ Джамалейл Костоев считает, что данная неосведомленность порождена слабой информационной работой ГАИ.

    — Это неправильно, что сотрудники ГИБДД сразу вышли на улицу штрафовать водителей за несоответствующее оформление ГБО, — говорит он. — Сперва необходимо было растолковать все это водителям. ГАИ также должна была провести разъяснительную работу с руководителями станций техобслуживания, которые по незнанию вводят в заблуждение водителей. Эти нововведения должны были массово освещаться на телевидении, в СМИ, за круглыми столами. Мы, представители Компромсвязи, со своей стороны всячески готовы принять участие в обсуждении этой темы.

    Всего в текущем году представители Компромсвязи дважды принимали участие в совместных с ГИБДД рейдах по выявлению частного общественного автотранспорта с незарегистрированным должным образом ГБО.

    — Мы проверяли автобусы и газели, — рассказывает Джамалейл Костоев. — Было проведено два рейда, в ходе которых выявлено 100 случаев незаконного пользования ГБО. Из тех, кого проверяли, не было ни одного водителя с правильно оформленной документацией на ГБО.

    Подведомственное Компромсвязи ГУП «Ингушавтотранс» непосредственно столкнулось с необходимостью переоформления ГБО на транспорте своего автопарка.

    — Газобаллонное оборудование на автобусы «Ингушавтотранса» было закуплено и установлено до принятия Технического регламента. На 104 автобусах пришлось снять ГБО, пройти все этапы его нового оформления  и только после этого снова установить оборудование на автобусы, — продолжает Джамалейл Костоев.

    При выборе испытательной лаборатории руководство «Ингушавтотранса» столкнулось с некоторой проблемой.

    — Когда мы стали выбирать лабораторию, то выяснилось, что в республике ее вообще нет, а в соседних регионах они какие-то подозрительные, — говорит Костоев. — Во-первых, у них завышенные цены – доходит до 20 тысяч рублей за экспертизу. Во-вторых, большинство из них не входят в официальный реестр Таможенного союза, и выдаваемые ими документы соответственно не имеют законной силы. После поисков мы остановились на лаборатории Государственного научного центра России ФГУП «НАМИ», которая входит в реестр Таможенного союза. И обошлась нам экспертиза на одну единицу автотранспорта всего в семь тысяч рублей.

    Процесс оформления, по словам Джамалейла Костоева, данная лаборатория может провести дистанционно, без выезда в Москву, путем сканирования необходимых документов.

    Джамалейл Костоев считает крайне важным довести до водителей всю информацию по официальному реестру испытательных лабораторий Таможенного союза, стоимости каждого из этапов оформления ГБО.

    — Это же целый алгоритм действий. Необходимо массово ознакомить с ним всех наших автомобилистов, — подытоживает чиновник.

    В ГАИ же отмечают, что начали штрафовать водителей за отсутствие необходимой документации на ГБО только в последнем квартале текущего года.

    — Три квартала мы никого не трогали. Была команда от начальства, чтобы мы не наказывали никого в течение первых трех кварталов для того, чтобы водители привели в порядок свои документы. Только с октября мы начали выявлять автомобили с незаконно установленным ГБО и  выписывать штраф в размере 500 рублей, — отмечает Мусса Олигов.

    На вопрос о том, проводились ли в этом году акции, мероприятия, направленные на просвещение водителей в сфере новых нормативных правил по ГБО, Мусса Олигов отвечает отрицательно.

    Данную информацию нам конкретизировала Зара Ужахова, старший инспектор по пропаганде УГИБДД МВД по РИ:

    — С начала 2015 года акций, разъяснений по этому поводу мы не проводили. Однажды дали информацию в новостной блок на НТК «Ингушетия».

    Полная неосведомленность в части новшеств по ГБО наблюдается не только у водителей, но и у тех, кто непосредственно занимается установкой газового оборудования, – работников станций техобслуживания. Большинство из них с принятием Технического регламента и по сегодняшний день работают по «старому» методу, то есть сами выдают те свидетельства, которые с принятием Регламента правомочна выдавать только ГАИ. Ситуация сложилась в силу элементарного неведения владельцев СТО о том, что вообще введены какие-то изменения, касающиеся их работы.

    Фактически каждый день в республике на той или иной станции техобслуживания по-прежнему выдают уже недействительные по закону сертификаты, называемые свидетельствами формы-2а и формы-2б. Это сертификаты о проверке автомобиля на возможность установки ГБО и безопасности пользования после его установки, а также заявление-декларация, в которой СТО описывает проведенные ею работы.

    Руслан Дзауров более 10 лет владеет лицензированной СТО в Назрани. Работники его станции до сих пор устанавливают ГБО без предварительных разрешительных документов от испытательных лабораторий и ГАИ, выдают сертификаты на газовое оборудование. По его собственному заверению, он никогда не слышал о Техническом регламенте и не догадывался, что выдает непригодные свидетельства. Более того, по заверению работника данной СТО, на днях к ним по рекомендации ГАИ обратились водители за подобным оформлением ГБО.

    — Водители сказали, что их к нам направил РЭО ГАИ с тем, чтобы мы им выдали свидетельства формы-2а и формы-2б, а также декларацию об объеме выполненных работ. Я подтверждаю, что эти водители сказали, что были направлены к нам из ГАИ за этими документами, то есть там им посоветовали взять их у нас после установки газового оборудования, — рассказал работник станции техобслуживания Микаил.

    Руслан Дзауров отмечает, что ни разу за время работы станции их не посещали сотрудники ГИБДД с разъяснениями о новом порядке оформления ГБО. По его словам, впервые о Техническом регламенте Таможенного союза он узнал от редакции газеты «Ингушетия».

    По информации ГАИ, установленное не по Регламенту ГБО считается незаконным и подлежит переоборудованию. Получается, что сегодня ингушские автомобилисты выкладывают деньги за то, что им все равно придется исправлять, а теперь еще и платить штрафы.

    На сегодня установка ГБО на отечественные автомобили в республике стоит от 10 до 21 тысячи рублей, в зависимости от класса самого газового оборудования и мощности двигателя, на иномарки – 30-40 тысяч. Испытательной лаборатории, входящей в реестр Таможенного союза, в Ингушетии нет. По словам Муссы Олигова, открытие сертифицированного центра пока только планируется.

    Возможно, с изменением порядка оформления ГБО и связанных с ним дополнительных расходов автомобилисты задумаются о выгодности газа  перед бензином. С новыми порядками водителям дополнительно необходимо раскошелиться на оплату услуг испытательной лаборатории (от 7 до 20 тыс. рублей) и госпошлины в ГАИ (2–2,5 тыс. рублей).

    Тем же, кто остается верен газовой заправке, следует приступить к разбору нормативной казуистики, вытекающей из Технического регламента, принятого Таможенным союзом еще год назад. Редакция газеты вынуждена признать, что, изучая данный вопрос для его наиболее полезной подачи, столкнулась с громоздкой и витиеватой информацией. На своем опыте вынуждены признать, что наверняка далеко не у всех с первого раза получится усвоить поэтапно процесс оформления ГБО. Один из сотрудников ГИБДД в приватной беседе признался, что сам усвоил только треть от общей информации по газобаллонному оборудованию. Вряд ли из-за этого Таможенный союз пересмотрит свой регламент, поэтому советуем вам приступить к изучению данного вопроса основательно. Возможно, в скором времени и наша ГАИ также возьмется за доведение необходимой информации до водителей и СТО.

    Каждый день в республике кто-то, таким образом, устанавливает ГБО себе в ущерб. Вопрос о том, кто виноват в этом, мы оставляем открытым для наших читателей.