• Музыкальное искусство и хореография

    Продолжение. Начало в № 109
    Песенная культура, как живая струна, реагировала на изменения, происходившие в культуре народа в связи с принятием ислама. Некоторая часть народных песен стала обретать религиозную направленность к концу ХIХ века. Героические песни с могучими яркими образами стали сменяться короткими «зикрами» и «назмами». В конце ХIХ – начале ХХ века ряд исследователей стали проявлять интерес к музыкальной культуре ингушского народа. Впервые ингушские песни на ингушском языке были записаны Магомедом Джабагиевым при помощи созданного им самим ингушского алфавита на основе латинской графики. Позже они были опубликованы в различных изданиях, самым значительным из которых является выпущенный в 1935 г. в Париже сборник «Ингушские народные тексты» на ингушском и французском языках (перевод Ж. Дюмезиля). Ингушские песни записал в начале ХХ в. Фома Иванович Горепекин при помощи разработанного им самим алфавита. В 1932 г. в Орджоникидзе вышел в свет сборник Д. Измайлова «Ингушские песни». И все-таки следует отметить, что долгое время исследователями делались записи только текстов ингушских песен, а мелодии по-прежнему оставались неизученными. В текстах песен исследователи находили много информации, которая через различные образы описывала исторические эпизоды Ингушетии, философские и эстетические воззрения народа и многое другое.

    «Назымаш» (религиозные песнопения) в исполнении Асламбека Солтиева и Белана-муллы Оздоева, записанные в 1910 году, были обнаружены в архивах Москвы краеведом Б. Газиковым. Мелодии и песни ингушей стали изучать А.П. Митрофанов, Г. Мепурнов, Н. Речменский, Ч. Колесников и др. Более 25 лет посвятил изучению ингушской музыки композитор Николай Сергеевич Речменский (1897- 1963). Народная музыка, пишет он, состоит из трех основных групп, или жанров: «песни, инструментальные произведения   (так называемая музыка для слушания), танцевальная и маршевая музыка. Героические и эпические песни характера былин или сказаний, говорящие о борьбе народов за свою свободу или воспевающие героев и народные предания и легенды, называются «илли». Песни без прикрепленного за ними текста иногда также называются «илли». Любовные песни с закрепленными текстами и песни шуточного содержания, типа частушек, которые поют только женщины, называются «эшарш». Произведения, обычно программного содержания, исполняемые на народных инструментах, называются «ладуха ашараша». Народные танцевальные мелодии называются «халхара ашараша» (Речменский). Материалы, собранные им, вошли в сборники образцов народного творчества. Двадцать старинных и современных мелодий с сохранением народной гармонии вошли в сборник произведений под названием «Чеченские и ингушские народные мелодии для фортепиано в 2-е руки». Шестьдесят шесть мелодий и танцев, записанных Н. Речменским, композиторами Е. Колесниковым, А. Халебским и С. Цугаевым, вошли в сборник «Чеченские и ингушские народные мелодии и песни». Большую работу по сбору и записи музыкального творчества народов провела музыкально-этнографическая комиссия, созданная в начале ХХ в. при Московском государственном университете. Из материалов комиссии для ингушской песенной культуры интерес представляют записанные Д.И. Аракишвили цова-тушинские песни, в числе которых была похоронная песня «Дала», опубликованная в 1940 году.

    Значительной является роль композитора А.П. Митрофанова в исследовании музыкально-песенного творчества ингушей. В 1932 г. А.П. Митрофанов совершил экспедицию в горную Ингушетию и записал мелодии, песни, «назым» и «зикры» (религиозные песнопения) в исполнении известных в округе солистов. Им были обмерены и сфотографированы все ингушские музыкальные инструменты, изучены их строи и звукоряды, было фонографически записано 26 ингушских образцов народного песнотворчества. В августе 1932 г. в Ингушском научно-исследовательском институте, на основе собранного материала, Митрофановым был сделан доклад на тему «Музыкальное искусство ингушского народа». Самым важным трудом А.П. Митрофанова является работа «Музыкально-песенное творчество горцев Северного Кавказа», в которой есть раздел об ингушском музыкально-песенном творчестве. Значительный вклад в развитие музыкальной культуры народа внес Г.Х. Мепурнов. Собранные и обработанные им произведения вышли в свет в 1936 году под названием «Песни Чечено-Ингушетии». В том же году был создан ансамбль народных инструментов, которым он руководил. Композитор и дирижер, он собирал народные мелодии, обрабатывал их художественно и перекладывал на ноты для фортепиано, оркестра. Народные мелодии под его руководством зазвучали на высоком профессиональном уровне. В фондах музыкальной культуры народа имеется оркестровая запись ингушской лезгинки, сделанная в 1939 г.

    В 1930-1940-е годы среди ингушей были известные профессиональные музыканты. Это З. Чабиева – оперная певица, исполнявшая свои произведения на сценах Владикавказа, Хадиза Мальсагова, виртуозно игравшая на арфе в Бакинской консерватории в 1930-е годы, и другие. Часто исполняемой и известной в народе была песня «Мы есть, мы мужеству верны» (Вей дице, вей кьанти дице).

    Тексты песен продолжают собирать и исследовать в сороковых годах ХХ века Х. Муталиев и X. Осмиев, в 1959 году об ингушских песнях писал Л. Семенов.

    Продолжение следует