• Мы гордимся им по праву

    11 10

    11 10

    Согласитесь, трудно писать в прошедшем времени о хорошем и уважаемом человеке, которого нет среди нас вот уже несколько лет. Это Хусейн Суламбекович Шадиев, бывший главный редактор общественно-политической газеты «Сердало». Он ушел от нас неожиданно, в расцвете творческих сил. 21 декабря 2015 года ему исполнилось бы 59 лет.

    Накануне этой даты известный журналист  Хусейн Плиев, работавший с Шадиевым много лет, написал статью весьма интересную «К штыку приравнявший перо» (№194, 22 декабря), памяти основателя и первого редактора газеты «Ингушетия». Меня, честно говоря, потрясла смерть Хусейна Суламбековича, с которой я до сих пор не могу  смириться. Как только подумаю о нем, что бывает довольно часто, перед моим взором предстает бодрый, улыбающийся и жизнерадостный человек.

    С талантливым журналистом, профессионалом своего дела Хусейном Шадиевым я  познакомился в середине 80-х годов прошлого века на совещании Союза журналистов Чечено-Ингушетии. Мы оба с ним в то время были членами Союза журналистов СССР. Он работал заведующим отделом республиканской газеты «Сердало», был уже в то время известным журналистом. А я работал редактором отдела сельхозпередач Чечено-Ингушского Гостелерадио, где трудился свыше 20 лет до самого развала Советского Союза, после чего мы оба остались без работы.

    11 11

    Непредсказуемые и тревожные были эти времена, особенно в политической и социально-экономической жизни. Чечено-Ингушская республика распалась, после чего по волеизъявлению ингушского народа была образована Республика Ингушетия в составе Российской Федерации, а в Чечне — Республика Ичкерия, объявившая себя, по воле ее руководителей, вне состава Российской Федерации. Время показало, что образование Ичкерии было весьма ошибочным и непростительным шагом ее руководителей. Но это совсем другая история.

    После образования Республики Ингушетия во главе с Героем Советского Союза генералом Русланом Аушевым начали создаваться государственные структуры – правительство, министерства,  ведомства, учреждения и другие органы исполнительной власти. Жизнь  постепенно стала налаживаться по всем ее направлениям. А затем, 27 апреля 1993 г., была основана общественно-политическая газета «Ингушетия», названная так в честь республики.

    На второй день после открытия этой газеты (она была организована на базе районной газеты «Знамя труда» в станице Орджоникидзевской) Хусейн Суламбекович разыскал меня в Грозном и пригласил на работу в качестве специального корреспондента, на  что я сразу же согласился. Он представил мне своего заместителя Владу Дашкевич, ранее работавшую в этой должности в «Грозненском рабочем», и Татьяну Гантемурову, много лет проработавшую в той же газете, приглашенную в редакцию «Ингушетии» в качестве заведующей одного из отделов. С этими известными журналистами я был  хорошо знаком еще с советских времен, нам довольно часто приходилось встречаться на самых различных мероприятиях по линии СМИ. Все мы в то время жили в Грозном, в том числе и Хусейн.

    — Ну а сейчас мы все вместе, если вы не против, поедем в станицу Орджоникидзевскую, я покажу место, где находится редакция, и познакомлю кое с кем из приглашенных в газету журналистов, — сказал Хусейн, на что мы все трое сразу же согласились, поблагодарив его за приглашение на работу.

    Сделав небольшое отступление, скажу, что это было накануне первой чеченской военной кампании. Ситуация была сложной и непредсказуемой. При этом мы ежедневно должны были ездить из Грозного на работу в ст. Орджоникидзевскую, где ни у кого из нас не было жилья, а после работы — обратно в Грозный, что  делать было нелегко. Чуть позже Хусейн Шадиев купил в Орджоникидзевской небольшой саманный домик и перевез туда свою семью.

    30 апреля вышел первый номер газеты «Ингушетия», который на удивление разошелся нарасхват. Затем выходили и другие номера. Помнится, как к нам в редакцию приходили люди, спрашивали газету. Главный редактор и все мы радовались этому, что вдохновило нас делать газету еще содержательней и интересней.

    Время было непростое: сменился общественно-политический строй в стране, к власти пришла демократия во главе с Борисом Ельциным. Неоднозначной была ситуация и в только что образованной Республике Ингушетия — после событий осени 1992 года ингуши, проживающие в Пригородном районе и во Владикавказе, вынуждены были покинуть родные места,  вмиг потеряв все нажитое в течение многих лет.

    Понятно, что в такой ситуации делать газету было чрезвычайно сложно. Помнится, как Хусейн Шадиев на ежедневных планерках предупреждал нас не поддаваться панике, быть при этом объективными в подготовке газетных материалов, уметь высказать свое журналистское мнение, чему мы старались следовать.

     В день выпуска очередного номера газеты Хусейн и его заместитель Влада Дашкевич задерживались в редакции допоздна, чтобы исключить возможные в наших материалах недоразумения. И им это удавалось.

    Хусейн  Суламбекович был не просто хорошим журналистом и компетентным главным редактором, но и человеком мужественным и ответственным в принимаемых им решениях по любым вопросам, доводившим дело до конца. Чтобы не быть голословным, приведу такой пример.

    1993 год. Год, когда между Республикой Ингушетия и Северной Осетией не было никаких связей. Хусейн предложил мне поехать вместе с ним в Северную Осетию, а конкретно — в с. Чермен, где состоялась встреча осетинской делегации с ингушской. Это была первая после тех трагических событий встреча, организованная представителем президента Российской Федерации Бориса Ельцина Виктором Поляничко.

    Встреча состоялась в здании школы, где была размещена одна из частей российских войск, дислоцировавшихся в Северной Осетии. Сначала дали слово представителю принимающей делегации, который сразу же начал с обвинений, в его выступлении не было и намека на примирение двух народов. Попросивший слово Хусейн Шадиев полностью опроверг доводы оппонента, приведя при этом конкретные примеры. Это было сделано настолько убедительно и мужественно,  что не вызвало ни у кого возражений.  В конце своего выступления Шадиев сказал: «Сюда нас с вами пригласили не для продолжения вражды и бряцанья оружием,  а для примирения».

    Когда вопросы касались Республики Ингушетия и ее народа, Хусейн был всегда принципиальным и патриотичным в своих высказываниях на мероприятиях любого уровня, чему и я учился у него. Где-то в начале сентября 1993 года Хусейн взял меня с собой на встречу с Виктором Поляничко, офис которого находился тогда во Владикавказе. Его, к сожалению, не оказалось на месте, он вынужден был выехать из города по какому-то чрезвычайному случаю. Чуть позже на него был совершен террористический акт, при котором он погиб. Его трагическая гибель  с болью и возмущением была встречена ингушским народом.  В газете «Ингушетия» было напечатано соболезнование, а через день — большая статья о жизни и деятельности этого замечательного политика, авторами которой были Хусейн Шадиев и Влада Дашкевич.

    В любых ситуациях, даже в самых сложных и непредсказуемых,  журналист-тяжеловес, как его уважительно называли товарищи по перу,  Хусейн Суламбекович оставался патриотом своего народа и республики, к чему призывал и нас, журналистов газеты.

    Влада Дашкевич, Татьяна Гантемурова и я на моей старенькой «Волге» продолжали ежедневно ездить из Грозного в ст. Орджоникидзевскую, готовя газетные материалы на самые различные темы под началом верного своему делу Хусейна Шадиева. Иногда нас возил на работу и с работы домой на своей машине брат Хусейна Саварбек, живший в то время, как и мы, в Грозном. В течение года он делал это на совершенно добровольных началах. Не работая в газете, он очень помог в ее становлении.  Устроившись на работу в качестве инспектора налоговой полиции, Саварбек  находил время помогать газете, за что ему большое спасибо от журналистов.

    В становлении «Ингушетии» и ее популярности среди общественности республики здорово помогли и талантливые журналисты Микаил Зангиев и Раиса Хакиева, которых сразу же после открытия этой газеты пригласил Хусейн Шадиев. К великому сожалению, их обоих нет среди нас, как и самого Хусейна. Дала къахетам болба царех массанех а!

    В завершение этой статьи не могу не сказать несколько слов о жене Хусейна, Айшет, ныне работающей в общеобразовательной средней школе №6 в городском поселении Сунжа. Мне не раз приходилось обедать, ужинать и даже ночевать в небольшом домике, который в то далекое  время Шадиевы приобрели в станице. Несмотря на нелегкие условия жизни той поры, она меня и моих коллег, которые иногда бывали со мной, принимала весьма приветливо, уважительно и угощала чем могла.

      Хусейн Шадиев, ушедший от нас 28 января 2013 года (Дала къахетам болба цох, вийрза моттиг Дала даькъала йойла), сделал все возможное и невозможное для становления, а затем и популяризации нашей газеты среди  ее читателей. Сегодня газета «Ингушетия» по праву является  одним из лучших печатных изданий Юга России, чем мы безгранично гордимся.