• Не дожил до Победы совсем немного

    57 5В 1942 году в селе Базоркино состоялся многолюдный митинг. «В ингушском ауле Базоркино, — писала в декабре 1942 года дагестанская пресса словами журналиста А. Шмонина, побывавшего на этом митинге, — трое самых уважаемых стариков, ученых-арабистов Кази-мулла, Товси-мулла и Мочко Аушев с минарета мечети призвали горцев к газавату, к мести, к священной и непримиримой войне против кровожадных фашистских гиен!». «Отряд уже давно укомплектован быстрыми, как ветер, храбрыми, как львы, бойцами, – пишет и наша газета «Грозненский рабочий» в номере за 1 января 1943 года под заголовком «Возмездие близко!»  — Но разве мало в Ингушетии людей, чьи сердца зажжены газаватом, в чьих жилах течет горячая кровь… Видно, как за невысокой кирпичной оградой волнуется море шапок. А выше, на ступеньках мечети — четверо. Кази-мулла, Товси-мулла, Мочко и Магомет Аушев — комиссар отряда ингушей, готовых к бит­ве с гитлеровцами».

    Именно о нём, о комиссаре отряда ингушей – Магомеде Евмурзиевиче Аушеве, истинном патриоте и борце за нашу Великую Победу и пойдёт дальше речь в нашей статье.

    Родился Магомед в 1900 году в селении Базоркино Пригородного района. Получил достойное по тем временам образование. Окончил Владикавказское реальное  училище и Московский педагогический университет. Образованный, целеустремлённый, духовно богатый юноша будущее своего народа видел в искреннем служении делу партии, в которую он верил.

    — Бабушка часто рассказывала, — вспоминает внук Магомеда Мухарбек Аушев, — как дед Магомед водил своих друзей слушать оперную музыку в годы учёбы в Москве, в то время как другие никак не могли его «вытащить» в ресторан.

    Работал Магомед преподавателем в сельской школе села Базоркино, где ему вскоре доверили и руководящую должность в этой школе; было это, по словам внука Мухарбека Аушева, в конце 20-х годов; затем работал директором Базоркинского консервного завода.

    В годы коллективизации Магомед — секретарь Ачалукского райкома партии, пользуется уважением среди простых горцев, коллег по работе и высокопоставленных партийных работников.

    «Мы ехали верхом на лошадях через Ачалуки, — вспоминал позже житель с. Сурхахи, участник ВОВ Ахмед Аушев, — когда нас остановил отряд ОГПУ. Нас троих сняли с лошадей и выдали нам документ о конфискации коней в государственную собственность. При выходе из села мы встретили знакомого, который и посоветовал нам обратиться за помощью к Магомеду Аушеву. Проблема была решена в два счёта. И мы на своих лошадях вернулись домой и никогда не забывали в своих молитвах упомянуть имя Магомеда Аушева. Лошадь ведь по тем временам была кормилицей семьи».

    В 1940 году Магомед Аушев — директор Чечено-Ингушского государственного издательства. Последующие два года он работает на должности Председателя Чечено-Ингушского республиканского комитета по радиофикации и радиовещанию при Совнаркоме Чечено-Ингушской АССР.

    Удостоверение же, выданное заместителем начальника политуправления Народного комиссариата пищевой промышленности СССР  Серебренниковым, свидетельствует о том, что Магомед Аушев являлся начальником политотдела Базоркинского овощного совхоза Чечено-Ингушской АССР в 1942-43-х годах.

    — Это и есть удостоверение комиссара партизанского отряда, — говорит внук Мухарбек, вспоминая рассказы своей бабушки и показывая пожелтевшее от времени удостоверение. — Будучи в депортации дед помогал многим своим соотечественникам, где — материально, где — просто поддержит словом или письмо напишет, решая какие-то «бумажные» дела. Дед ведь был образованным человеком, и люди часто обращались к нему за помощью, зная, что не откажет и сделает всё от него зависящее.

    Ещё в 1932 году, как вспоминала бабушка, дед вместе с Мухарбеком Шадиевым, Идрисом Базоркиным  и другими ингушскими лингвистами принимал активное участие в издании азбуки — учебника для 1-х классов на ингушском языке.

    А в годы войны отряд ингушских партизан, где дед был комиссаром, выполнял важную миссию по освобождению оккупированной территории от немецких захватчиков, насмерть стоял он с боевыми товарищами у Эльхотовских ворот и на подступах к Владикавказу, внося неоценимый вклад в общую Великую Победу.

    В депортации Магомед продолжал работать в партийной системе. Умер Магомед Аушев не на поле боя, откуда его сняли и депортировали как «врага народа», а в изгнании, в далёком, холодном Казахстане, в городе Акмолинске 16 февраля 1945 года.

    Чуть не дожил он до той самой Победы, которую так ждал и ради которой не раз рисковал своей жизнью.