• Не научим трудиться – не получим личность!

    14 26

    Учёба в школе занимает значительную часть жизни человека, и это отчасти ущемляет не менее важную сторону его нравственного воспитания, как труд. А труд во все времена являлся и является основополагающим фактором в становлении личности.

    Да, отношение к труду является важнейшим показателем  характера человека, поэтому  воспитание ребенка  вне труда и без труда невозможно! И без трудолюбия никакая учеба в школе тоже немыслима. Но трудолюбие и способность к труду не даются от природы, они воспитываются с самого раннего детства. И все начинается с простого домашнего труда, еще до школы.

    К сожалению, сегодня, когда материальный достаток в большинстве семьях стал относительно хорошим, радость от результатов своего труда проходит мимо многих детей. Особенно в обеспеченных семьях, где детям хотят дать только все лучшее, упуская самое главное. Есть хорошая восточная мудрость, которая гласит, что если у детей нет трудностей, то их нужно купить им  за большие деньги.

    — Трудности — от слова «труд», — говорит Лиза Додова, психолог Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотики. — Преодоление трудностей и есть  подготовка к самостоятельной жизни. Глубоко ошибаются  родители, которые заботятся только о том, чтоб ребенок был накормлен, одет, чтобы он занимался тем, что ему нравится, словом, сделать его счастливым. Но здесь упускается из виду такой важный момент, как подготовка к взрослой жизни, с чем ему придётся столкнуться: семья, дети, которые требуют внимания и ухода, трудности быта, забота о ближних. Потом в жизни ребенка начинается сплошное разочарование. Вот и получается, что фраза «все лучшее – детям», по сути, подножка ребенку в его развитии.

    Ася Костоева, у которой в семье четверо сыновей от 8 до 16 лет, считает, что стремление хорошо выполнять работу развивает инициативу и учит преодолевать трудности.

    — Я держу небольшое приусадебное хозяйство, — говорит она, — достаток в семье неплохой, муж занимается предпринимательской деятельностью, но считаю, что уж пусть лучше дети в свободное время поухаживают за домашней скотиной, чем будут сновать по улице. В труде, говорил мой отец,  воспитываются дисциплинированность и самостоятельность. Он был строителем и всегда ставил рядом с собой сыновей.

    Сегодня времена изменились, очень мало семей, где есть приусадебное хозяйство, расширился и городской сектор жителей Ингушетии. Встаёт вопрос, как же в этих «окультуренных» условиях прививать детям трудовые навыки?

    — Под трудовым воспитанием понимается не только занятость ребёнка какой-то тяжёлой физической работой, — считает педагог начальных классов школы «Интеллект» Хадиза Чакиева, — в этом есть некоторые закостенелые понятия.  Важно просто воспитывать у детей умение и желание трудиться, чувствовать ответственность. А это можно сделать, соблюдая некоторые важные педагогические требования. Пусть родители глубоко осознают, что их добросовестное отношение к своим собственным трудовым обязанностям в быту и на работе, уважение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние.

     Пример взрослых — это для ребенка важный стимул. Видя, как работают старшие, он с радостью примет участие в уборке помещения, в стирке, приготовлении пищи. Если есть огород, то в различных работах в саду, на огороде. Для этого необходимо создать условия для детского труда. В режиме дня следует отвести для трудовых занятий специальное время, позаботиться о том, чтобы у детей было оборудование, соответствующее их силам и возможностям (лопатки, грабли, лейки, молотки, клещи, ножницы и т. д.). Есть ещё один важный момент. Он в значительной степени зависит от умения родителей вовремя поощрить ребенка, помочь в том случае, если он испытывает затруднения, предложить еще раз попытаться сделать, если ясно, что ребенок не приложил необходимых усилий.

    Раннее включение детей в посильную работу в семье делает жизнь ребенка более полной, интересной, считает заслуженный работник дошкольного образования Марем Евлоева. Ребенок приобретает много ценных качеств, становится самостоятельным, в меньшей степени зависит от взрослых, усваивает полезные практические навыки, учится ценить время, по-новому оценивает и труд окружающих его взрослых.

    — Не обязательно возлагать тяжёлый труд на ребёнка, — говорит она. — Для детей до четырех лет характерен элементарный хозяйственно-бытовой труд — самообслуживание, связанное главным образом с удовлетворением своих личных потребностей. В среднем и старшем дошкольном возрасте уже расширяются физические возможности детей, увеличивается сила и ловкость движений, возрастает осознание общественной значимости труда. Основное место отводится уже хозяйственно-бытовому труду. Дети испытывают особое удовольствие, когда их, как равных, привлекают к труду. «Мы с мамой пирожки делали. Мама кружочки делала, а я начинку накладывала», — говорит одна. «Мы с папой дверь чинили, я гвоздики подавал, а он прибивал, где надо», — с гордостью сообщает другой. Радует ребят доверие старших, они гордятся, когда им поручают дома настоящие дела, выполнение которых составляет известный вклад ребенка в многочисленные повседневные дела семьи. Когда малыша включают в эти повседневные дела, это меняет его положение среди взрослых – у него есть свои обязанности, за них он отвечает. В семьях, где несколько детей, круг повседневных дел ребенка разнообразен, он видит, что по-настоящему может помочь маме, ухаживая за маленьким. Сами дети рассказывают:  «Я одеваю сестренку, гуляю с ней»; «Мою братишке лицо и руки»; «Мы с младшим братом вместе играем, рисуем, смотрим картинки, я все ему рассказываю»; «Я хожу с Лялей гулять»; «Мы с сестренкой играем, я вожу ее в коляске, пою ей песни, рассказываю сказки» и т. д. Дети 3-4 лет могут протереть влажной тряпочкой свои кубики, полочку для игрушек, аккуратно расставить на ней свои игрушки, помочь маме протереть листья растений, помыть поддонники. Более старшим детям можно доверить более сложные дела: навести порядок в буфете, аккуратно разложить белье на полки шкафа. Если вы собрались стирать – детям тоже найдется дело. Надо ведь, чтобы и у кукол одежда и постель были чистыми. В маленьком тазике все это можно постирать, прополоскать, что-то подсинить, что-то накрахмалить, а потом вместе с мамой развесить посушить. А когда все высохнет, кое-что дети сами смогут и погладить. Старшему брату дать починить неисправные игрушки. Но не забывайте поощрять детей, их это радует. Справедливая, доброжелательная оценка формирует у них чувство уверенности в своих силах, готовность трудиться. И ещё, в труде складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и умения.

    Городской сектор, достаток и благоустроенность не являются помехой в трудовом воспитании, считает психолог школы «Интеллект» Луиза Аушева, но при возложении трудовых обязанностей на детей всё же не переусердствуйте.

    — Можно возложить на ребёнка повседневные обязанности, поощрять словом, находить дополнительные стимулы, чтобы та или иная обязанность не стала обременительной. Но при этом помните, что детям хочется поиграть со своими сверстниками, у них есть свои интересы, свои интеллектуальные потребности, которые должны удовлетворяться в процессе общения со старшими и сверстниками, в совместных играх, наблюдениях, занятиях. Как только эти детские потребности начинают ущемляться, забота о маленьких становится обременительной обязанностью и иногда приводит к обратным результатам. Только разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка.

    Задача родителей — научить ребенка самостоятельности, готовить к реальной жизни,  причем не к той, которую придумали родители в силу своих возможностей обеспечить «бесконечное счастье». Нужно, чтобы ребенок встречался с трудностями, сначала небольшими, а потом большими, преодолевал бы их. Вот так человек учится твердо стоять на своих ногах.

    Да, компетентные люди советуют, как приобщить детей к труду, но ясно одно — готовых  рецептов нет. Не ошибёмся, если скажем, что этому учить надо с рождения, а не с семнадцати лет, и удивляться потом, почему же «тысячу раз» сказанное не исполняется. Ежедневное выполнение  элементарных  трудовых  заданий приучает детей к систематическому труду. Не упускайте ни одной минуты, все двадцать четыре часа держите под контролем. Только так можно вырастить человека, способного самостоятельно, независимо от взрослых жить, работать и учиться, уверенного  в  своих  силах,  умеющего преодолеть препятствия, понимающего, что в семье и вообще все вокруг  имеют трудовые обязанности.

    А что касается образования, то это тоже труд, большой труд. С этим согласны и учителя и родители. Но есть уже опробованное практикой правило: ребенок,  преодолевающий трудности в учебе, понимает что такое «надо», «трудно» и «хорошо». Ссылаясь на учёбу, ошибочно ограждать детей от трудностей. Не получим мы личность, если не научим трудиться, не научим быть человеком!