• Не опоздать бы…

    183 3

    183 3

    В эти выходные дни мне довелось быть в древнем селении Фалхан. Вековые башни на фоне снежных гор и дремучих лесов, городок мёртвых из 12 солнечных могильников, развалины мечети, в которую на пятничную молитву собирались из близлежащих сёл, склоны и родники, овеянные легендами, покоряют своей безумной красотой. Проводником нашим стал благородный и мудрый Муса Точиев из с. Ляжги. Он, глубоко любящий эти горы, рассказал много историй, связанных с селениями Фалхан, Мецхал, Бейни, Харп и др. О том, как жили, какими уважаемыми и мудрыми были мужчины, рассудительными женщины, какими ремёслами владели, как лечили народными средствами. В селе Фалхан жили представители разных фамилий, в т.ч. Дзараховы, Ажиговы, Шоухаловы, Берсановы и др.

    Муса Точиев дополнил мои сведения о Мах1аше Дзарахове, который был довольно состоятельным и щедрым человеком, имел две мельницы. Одна мельница была сделана для сельчан, второй мельницей семья пользовалась сама. Мах1аш умел располагать к себе людей благородством. Славился как человек слова и дела. Участвовал в делах общества. Дом их находился рядом с боевой башней, за которой они присматривали. Было у него двое сыновей — Г1убашк и Ахруш. Семья имела многочисленное стадо овец и несколько десятков голов крупного рогатого скота. Скот пасли на Столовой горе. Овец они вгоняли в хлев, вход в который находился со стороны покатого склона, затем пройдя между овцами, поднимались по лестнице на второй этаж, где находилась жилая комната.

    В то время в селении Мецхал, которое находилось рядом с Фалхан, жили Точиевы, Котиевы, Джабагиевы. С Вассан-Гиреем Джабагиевым, ставшим видным общественно-политическим деятелем, Г1убашк и Ахруш дружили с детства. По приезду в горы, Вассан-Гирей Джабагиев часто приходил к ним и подолгу общался, всё время рассуждая о путях дальнейшей жизни ингушей.

    В двадцати метрах от Башни Дзараховых находилась мечеть, куда стекались люди из сс.Ляжги, Мецхал, Харп, Морч, Эрзи и др. Мечеть эта, по словам Мусы Точиева, была построена при мулле-андийце Мурдал-хаджи, который много сил вложил в утверждение ислама среди ингушей. Находилась мечеть перед комплексом солнечных могильников. Место было выбрано неслучайно. Мечеть была видна на дальних расстояниях, из многих поселений, для которых эта она была связующей. Позже имамом этой мечети был Дибр-мулла, родом из Дагестана.

    Дружное было село. Но мирная жизнь жителей вдруг оборвалась в феврале 1944 года. Горы опустели. Не возродилась жизнь в селении и после возвращения ингушей из депортации (1957 год).

    Сегодня стоят башни в древнем селении Фалхан и год за годом приходят в ветхость. Трещина в одной из башен всё больше расширяется и очень скоро спасти её будет уже невозможно. Трещина в другой, стоящей над обрывом, взывает к реставрации. Уникальный, древний комплекс башен селения Фалхан, городок из солнечных могильников, ждут своего часа.

    Ждут реставрации. Не опоздать бы.