• Нет лучше места на земле, чем Отечество

    11 7

    История мухаджиров, уходивших с Северного Кавказа в Турцию в поисках лучшей жизни, коснулась и ингушей. Уходили семьями. И только значительно позже стала появляться информация о том, для чего это делалось, что пришлось пережить тем, кто покинул эту землю, и как безнадежно многие из них пытались вернуться домой. В их числе оказался и Тепс Барахоев, уходивший в Исмайли (Турция) из селения Яндаре. Преодолев дорогу и испытания судьбы, он жил там некоторое время. Но неистовое желание вернуться назад охватило его и его старенькую мать. «Я завещаю тебе похоронить меня на нашей земле», — сказала она.

    Стал Тепс втайне собираться в дорогу. Из веток твёрдых и пластичных пород дерева плёл корзину, в которой должен был везти маму, собрал нехитрый скарб и вышел в путь. Из-за преследований и тайного запрета – не выпускать из страны мухаджиров, идти приходилось ночами, а днём они с матерью прятались в высоких травах, в зарослях. Когда закончились продукты, они питались природными дарами: плодами деревьев, растениями, зёрнами пшеницы, которые Тепс, перемалывая вручную, давал своей матери и ел сам.

    Наконец они достигли территории Грузии. Узнав в них беглецов, грузины приняли их, накормили, одели, обули. Несколько грузин, которые собирались ехать во Владикавказ за покупкой кукурузы, предложили им поехать с ними. По приезде в город грузины решили, что не пристало им оставлять своих попутчиков на полпути, и отвезли их в Яндаре. Моментально их окружили сельчане, которые устроили праздник по случаю возвращения Тепс-хаджи с матерью. После обильного угощения и танцев грузины решили ехать на рынок во Владикавказ. Сельчане тут же стали вёдрами носить кукурузу, которой загрузили их арбу. Поблагодарив, они поехали домой.

    Так и стал заново обживаться в своём краю Тепс-хаджи Барахоев. Приехал навестить его Муса Оздоев из Назрани, состоятельный человек, который имел свои магазины. Он сразу предложил Тепсу жениться. «Мне сначала надо обзавестись хозяйством, а там и подумаю», — ответил Тепс. Но гость организовал смотрины своей сестры-красавицы, поддержал Тепса и породнился с ним. Это была прекрасная семья. Выросли сыновья, дочери. Тепс был уважаемым в народе. За правдивое слово и достоинство его ценили, с ним считались. Его присутствие в гостях, на различных мероприятиях считали за честь.

    Было у Тепса два сына — Джемалдин и Марзбик, и дочери. Марзбик был мастером-кузнецом. В 20-х годах ХХ века выехал как-то старший, Джемалдин, на заработки в Финляндию. Их, юношей, было много в той группе отходников. Но уже в финских лесах, на лесопилке, парни поняли, что их охраняют, как заключённых, и вряд ли они смогут вернуться домой. Отношения СССР с Финляндией в первой половине прошлого века были непростыми, и о таких случаях в советской историографии не было информации. Зимними вечерами стал Джемалдин экономить и сушить кусочки хлеба, которые им выдавали поесть. Собрал он в дорогу небогатый скарб и ночью, на лыжах, покинул зону. Днём приходилось скрываться, так как погоня не оставляла надежд, а ночью снова отправлялся в путь. На главном посту его спрятал сторож-финн, который дал ему в дорогу ещё продуктов и пожелал доброго пути.

    Вернулся Джемалдин в Яндаре, где так же, как когда-то отца, его встречали сельчане и радовались побегу из Финляндии, из добровольного плена.

    Нет лучше места на земле, чем Отечество, и это вполне испытали на себе Тесп, вернувшийся из Турции, и его сын Джемалдин — из Финляндии.