• О благодеяниях и благородстве

    (из этнографических дневников Бекхана Хабриева) В последнее время с тревогой наблюдаю как благотворительность (саг1а) стала носить формальный характер. Один «толстосум» спонсировал как-то стариков, совершавших хадж в Мекку, не самых бедных, более того влиятельных. Кто-то строит роскошные мечети, и это хорошо. Но я не слышал, чтобы кто-то отправил группу юношей на учебу в Казань или Бухару. Не слышал, к сожалению, чтобы спонсировали учителей ингушского языка, построили школу или детский сад.

    А между тем, есть яркие примеры. Жил в начале ХХ века Саадул Тимиев. Он был миллионером, известным на Кавказе нефтепромышленником, владельцем многих магазинов, предприятий по переработке леса, мыловарен. Коммерсант от Бога, он жил роскошно. В отличие от других первых ингушских капиталистов, Саадула большую часть своего состояния использовал на благотворительность, полагая, что это поможет бедному, необразованному народу стать сильнее, иметь хорошие перспективы будущего.

    В селении Галашки Саадула построил школу для горских детей, поддерживал способных учеников. Эта школа и сегодня стоит в селении Галашки. Она и сейчас выглядит аккуратной. Никто, может быть, и не помнит о том, кто её строил. Школа выполнила ту миссию, на которую рассчитывал Саадула.

    Для бедных горцев С.Тимиев построил пилораму в с. Мужичи, чтобы любой из них смог себе построить дом. Без своего дома, считал Саадула, человек обречен, лишен чести, воли к жизни. Таких дел в его жизни было не счесть. Говорят, шейх Дени Арсанов сказал о нём: «Ладонь Саадулы всегда открыта для помощи бедным. Ему уготовлена дорога в рай».

    Саадула поддержал Советскую власть. Он помогал большевикам, считая, что большевики устранят историческую несправедливость. Он любил свой народ, свою землю и отказался эмигрировать, за что жестоко поплатился. Его вместе с сыном расстреляли 12 декабря 1937 года.

    Перед расстрелом держался спокойно. Ушёл из жизни с чистым сердцем и добрым именем.