• «Основы религии» — надежный заслон от радикализма

    160 17

    В 1997 году в учебной программе ингушских школ появился новый предмет — «Основы религии». Это был первый опыт внедрения религиозно-просветительского компонента в стандартную на тот момент для всей страны образовательную схему. 

    За учебной новацией стоял тогдашний руководитель региона Руслан Аушев. Решение ингушского президента было оперативным откликом на усиление в молодежной среде пропагандистской работы экстремистов разных мастей, в первую очередь религиозных. Идея заключалась в том, что первыми о том, каковы требования ислама к своим последователям, школьники должны узнать от людей, обладающих полноценными религиозными знаниями, а не от разного рода виртуальных шейхов.

    Был разработан комплекс учебных пособий, охватывающих все классы, кроме классов начального звена. Программа включала знакомство детей с основными религиозными ритуалами ислама, биографией Посланника (с. а. в.) и его сподвижников, запоминание хотя бы минимума из коранических текстов.

    По мнению директора СОШ №1 г.п. Сунжа Беслана Бекова, «Основы религии» — это своеобразный заслон от радикалистской трактовки ислама. У молодежи сейчас огромное множество источников получения различных знаний, в том числе и религиозного характера. Но кто эти проповедники? Насколько им можно верить? Неподготовленные юные умы готовы все воспринимать за истину. В случае же с преподавателями «Основ религии» мы знаем: до детей доводят именно те знания, которые нашли одобрение большинства серьезных богословов.

    Дополнительная польза дисциплины заключается в том, что она преподается на ингушском языке. Часов на национальный компонент в школах отводится недостаточно. И «Основы религии» в определенном смысле компенсируют этот пробел, считают администраторы учебных заведений.

    — Неоспоримо положительное влияние данной дисциплины и на общую морально-нравственную обстановку в учебных заведениях, — говорит заместитель муфтия Ингушетии по вопросам науки и образования Алихан Нальгиев. — Например, во многих школах «Основы религии» помогли искоренить такую проблему, как курение. Вспоминаю слова одного из коллег, директора с большим опытом, рассказывавшего о том, как к концу того знаменательного года, когда данный предмет впервые был включен в учебную программу наших школ, учителя перестали находить на территории учреждения окурки. В то время как раньше их было удручающе много.

    Своими надежными помощниками учителя «Основ религии» воспринимают и родителей школьников.

    — Так обидно, что когда училась я, такого урока не было. Когда, придя из школы, мой младший сын начинает делиться рассказами о жизни Пророка Мухаммада (с. а. в.) или же подсказывать мне, какие виды поклонения содержат большую благодать, что есть харам и халял, я понимаю, насколько мои знания о своей религии обрывочны и поверхностны. Я вижу, как многое из услышанного на этих уроках меняет моего ребенка в лучшую сторону, — говорит Марьям Тимурзиева из Карабулака.

    В этом году исполнилось 17 лет, как в школах Ингушетии детям начали рассказывать об исламе и учить их жить в соответствии с заповедями религии. За это время педагогами и руководителями методобъединений учителей «Основ религии» накоплен большой практический опыт по преподаванию данной дисциплины. С учетом этого, в республике в этом году принято решение приступить к усовершенствованию методической базы данного урока. Учебное пособие для 4 классов уже готово и ждет своего издания. Та же участь ждет и остальные учебники. Модернизация нацелена на расширение возможностей для самостоятельной работы учащихся. Им предлагается больше размышлять, анализировать, делиться своими мыслями, сообщил Алихан Нальгиев.

    Ну и в завершение еще один статистический факт. Ингушетия занимает последнее место в стране по числу правонарушений, совершенных подростками. Данный показатель не приближается даже к одному проценту. Трудно говорить о том, насколько эти темы взаимосвязаны. Но, по мнению многих представителей инспекции по делам несовершеннолетних, свою весомую лепту урок «Основы религии» в это достижение, вне всякого сомнения, внес.