• Писатель, фольклорист, педагог…

    118 4

    Вчера, 14 августа, исполнилось бы 78-лет учёному-фольклористу, доктору филологических наук Ибрагиму Дахкильгову. Его помнят в научной среде как человека образованного, компетентного и принципиального в вопросах науки, высокоинтеллигентного в общении с окружающими, мудрого наставника. 

    Научной деятельностью Ибрагим Абдурахманович начал заниматься будучи студентом второго курса – в 1958 году, когда вместе с энтузиастами, через институтский местком снарядил экспедицию в горы Ингушетии. Позже он вспоминал: «Поистине молодость бывает безрассудна. Не было тогда дорог, не было переправ через реки. В руках был «Путеводитель по Ингушской области» И. Щеблыкина, сложные и непроходимые тропы и желание познать».

    С этим желанием он и прошёл по жизни, отдав науке более 50 лет. На протяжении всей своей жизни Ибрагим Дахкильгов собирал фольклор народа, исследовал её корни, издал ряд монографий, создал целый ряд программ, учебных пособий. Он же стал инициатором создания 10-томного издания «Антология ингушского фольклора», многотомного труда «Современная ингушская литература», многотомного исследования «Современный ингушский язык», выпустил ценную монографию «Ингушский нартский эпос».

    Именно при И. Дахкильгове усилиями учёных был издан труд «История Ингушетии». Значимой стороной писательской деятельности Ибрагима Дахкильгова было то, что большую часть произведений он писал на родном ингушском языке.

    Долгие годы возглавляя научный институт, он добивался строительства нового здания, и, будучи уже на пенсии, приходил на этот объект и наблюдал за ходом стройки. Но до открытия института он так и не дожил. Его рядом с нами нет уже два года, но имя его осталось навеки в истории ингушской науки, ингушского народа.

    День ото дня всё больней осознавать, что Ибрагима Абдурахмановича не стало. Учёный и поэт, писатель и фольклорист, педагог и художник, директор НИИ и просто замечательный человек. Годы работы И. А. Дахкильгова директором научного института были плодотворными. Здесь всегда царила глубокая научная атмосфера. Добрый и требовательный, степенный, уважаемый всеми. У каждого он остался в памяти своим. Другом. Учёным. Родным. Остались труды, по которым будут учиться многие поколения. Осталась в сердце гордость за то, что судьба дала шанс знать его, — говорят многие его коллеги.