• Потребители стали более бережливыми

    Исследования общественного мнения показали, что россиянам стало не хватать денег на повседневные расходы: каждый третий отказывается от дорогих товаров в пользу дешевых аналогов, а каждый четвертый тратит в магазинах накопленные ранее сбережения.

    Выяснилось также, что темп роста цен на основные категории потребительских товаров по сравнению с началом года замедлился. Лидеры по росту цен — мясо, молочные продукты, овощи и фрукты: 74, 70 и 69% опрошенных, соответственно, отметили инфляцию цен на эти товарные группы. 69% упомянули рост цен на коммунальные услуги.

    Тем не менее, эти цифры ниже, чем в начале года: в январе на рост цен на мясные продукты не жаловались только 11% участников опроса. Инфляция остается для россиян главным поводом для беспокойства.

    Замедление роста цен фиксируют и розничные торговцы. Основной вклад в рост цен пришелся именно на продовольствие: доля тех, кто сказал о повышении цен на продукты питания, превышает 60%. Вместе с тем, впервые с прошлого года инфляционный разгон приостановился, преодолев пиковые значения предшествующих кварталов, и большинство предпринимателей настроены сдерживать рост цен в следующем квартале.

    Торможение цен фиксирует и официальная статистика: в июне стоимость продовольственных товаров снизилась по сравнению с предыдущим месяцем на 0,4%, Росстатом впервые с августа прошлого  года зафиксирована продовольственная дефляция.

    Тем не менее, накопленная инфляция заставила покупателей изменить привычную модель потребления: с начала года на 10% (до 32%) выросла доля тех, кто более шести месяцев старается приобретать более дешевые продукты и товары.

    Доля опрошенных, которые на протяжении полугода вообще отказываются от покупки некоторых вещей, также увеличилась — с 21 до 29%. Экономят россияне и на товарах первой необходимости – таковых 63%, 24% — на необязательных расходах.

    С другой стороны, зафиксирована положительная динамика: эти же показатели в первом квартале были равны 66 и 30%. Более четверти опрошенных сейчас тратят ранее накопленные сбережения на повседневные расходы.

    — Самой массовой формой адаптации к новому уровню цен стало сокращение потребления дорогих продуктов , переход на более дешевые и более рациональные покупки, — говорит генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ингушетии Махмуд Мальсагов. — Это выражается, в том числе, в более крупных закупках: условно говоря, раз в неделю человек поехал в гипермаркет и купил что дешевле, но что точно будет съедено.