• Роль сабар (терпения) в ингушском обществе

    Сегодня давно известное понятие «сабар» (терпение, терпимость) стали называть модным словом толерантность. Суть нам знакома издревле. В ингушском обществе чувство терпимости определяет уровень культуры человека, его отношение и требование к себе и людям, заставляет контролировать свои мысли, дела и поступки. Но существует порог, который опредмечен через нравственные критерии. 

    Сабар (терпение) ингушей строится на добре. Постоянное взаимное общение интегрирует новые элементы культуры, отвечающие на жизненные вопросы, заданные прошлыми веками. В соприкосновении с другими культурами, ингушская самобытность кристаллизует себя, подтверждая мудрость традиций и обычаев. Характерными чертами ингушей является миролюбие, жизнерадостность, неагрессивность, склонность завершать дело миром. Миролюбие их проявляется через меру и сдержанность во взаимоотношениях с окружающими как в кругу своего этнообщества, так и с другими народами. Они стараются избегать острых конфликтов, неприятных сцен, шумных споров и резких слов. С детства ингуши обучены тому, что нельзя оскорбить, унизить человека, умалить его в собственных глазах.

    Изучавший нравы народов Кавказа в 1830-32 гг. исследователь И.Бларамберг писал: «Ингуши считают оскорбление словом самым чувствительным из оскорблений…» . Они знают цену уместному, обдуманному слову, не употребляют оскорбительных и непристойных выражений. Механизмом человеческих отношений в ингушском обществе является терпение, и оно, начиная с близкого круга родственников, распространяется на сообщества людей. Если попытаться в сжатом виде определить существо толерантности, то можно сказать, что оно в чувствовании своей ответственности за сохранение самих себя, и в определении того, что должно быть сделано, чтобы состояться в современном мире в качестве самих себя, равными среди равных, людьми свободными и полноценными. Не зря ингуши говорят: «Это не только мой сын. Это сын моего рода!».

    Данная установка – ответственность перед собой, родом и народом. Каждый ингуш в нравственном ответе за взаимоотношения с людьми, он не замкнут в узком кругу своей малой общности, и не видит необходимости что-либо менять в сложившихся человеческих связях.

    В сознании ингуша, в силу своего менталитета, отсутствует образ «врага» не потому, что его у него не было и нет, а потому что сама имманентность проявлений традиций и обычаев диктует ему взвешенный стереотип поведения, но до определенных границ. Характеризуя человека, забывающего вечные ценности, ингуши говорят: «г1алг1ай оамал яц цун» (он не соблюдает ингушский этикет).