• Сила духа и храбрости

    1a9e1c5172b6b37cf0fa34e318c2453e

    В ходе этнографических экспедиций выявляются интересные образы и события из жизни народа в прошлом. Так, интерес к селению Эрш открыл мне образ Ижарка Барахоева, стоявшего у истоков создания этого селения. Ижарк Барахоев слыл сильным и могущественным. Был крупного телосложения, сильного духа и честных понятий. И в этом он непременно напоминал о корнях, уходящих к признанному в народе Бархой Канту. Высокий, широкоплечий Ижарк имел тонкую талию, что являлось в те века показателем благородства.Был он родом из с. Барах, сыном Гончи. Их было в семье 5 братьев: Олмарз, Ольг, Асбик, Усбик и Ижи, как его часто называли. С детства крепчал характер мальчика. В стихии гор и жёстких условий труда, он был признанным трудягой. В юности на скачках и состязаниях Ижарку не было равных. Для него же всё это было игрой.

    В свои молодые годы Ижарк пересмотрел религиозные взгляды, принял ислам. Затем, поверив в идеалы освободительного движения Кавказской войны, примкнул к отряду Шамиля. Он ратовал за честь и мужество горцев-освободителей. На войну он уходил с медалью на груди, которую ему вручили горцы на скачках.

    Ижарк был воином. Имел дорогие по тем временам доспехи. Был прекрасным наездником. По воспоминаниям современников, силу его удара кинжалом редко кто выдерживал. На врага он мчался грозой. Но, однажды став свидетелем незаслуженной кары над своим земляком, Ижарк со своими соотечественниками покинул отряд Шамиля, указав на несправедливость, из-за которой они не вправе оставаться. Уйти из отряда Шамиля, даже группой, было не так просто. Но с Ижарком не стали бы тягаться. Он уже слыл своей силой и честью. «Погони за нами не будет, — твёрдо сказал Ижарк. — Не посмеют!»

    В высокогорье, в родовое селение, Барах Ижарк не стал возвращаться, ибо уже был уверенным мусульманином. Из-за смены религиозных взглядов он просто не решился предстать перед отцом. Так и начал он свою жизнь в селении Эрш, которое до этого времени было логовом для диких зверей: рысей и медведей, косуль и волков. Ижарк осел за рекой. Пригласил жить в это место других из рода Барахой, которые вернулись с ним домой. Его старший брат Олмарз, со своими сыновьями Хадисом и Ломали, тоже переселился в Эрш из селения Барах. Постепенно село стало разрастаться.

    Построил Ижарк две мельницы: одну на Дунгал-хи – притоке реки Ассы, вторую – на Ассе. Но мельничный камень огромного размера был только один на две мельницы. Когда вода Дунгал-хи спадала, и мельница плохо вращалась, камень нужно было нести на другую мельницу. С лёгкостью переносил он камень от одной к другой, ни разу не останавливаясь на отдых. В старческом возрасте он доверил камень односельчанам, поднять его смогли только 5 мужчин вместе.

    Ижарку приходилось участвовать в самых разных событиях, происходивших в горах. Как-то в честь известного в народе Бейсара Мочхка высоко в горах, на плато между селениями Барах и Евли, проходили состязания. Юноши, оспаривавшие титул первого, поднимали тяжести, преодолевали дистанции, перепрыгивали через валуны на лошадях, поднимали тяжести с земли, но никто не мог изъять из ямы барана за рога. И тогда, зная опыт Ижарка, решили обратиться к нему. Ижарку к тому времени было уже за 80 лет, но он сохранял и в этом возрасте прекрасное физическое состояние. «Я не молод», — ответил Ижарк, но потом поднялся во весь рост, положил руку на круп лошади, что означало согласие. Лошадь присела под тяжестью его руки. Привёл сын его личного скакуна, и Ижарк отправился на состязания.

    Издали кинул Ижарк взор в сторону ямы с бараном, накрытой плетенью. На полном скаку схватил он барана за рога, но лишь рог оторвал. Повторил, и второй рог сорвал. И тогда Ижарк решительно, на полном скаку лошади, выдернул барана из ямы, схватившись за кольцо, одетое на шею барана. И таким образом, удерживая жертву на вытянутой руке, подъехал к судьям, поднял коня на дыбы и, положив перед тамадой добычу, сказал, что такого крупного барана нельзя использовать в состязаниях, так как даже рога не выдерживают туши животного.

    Силе Ижарка были поражены все!

    Затем поднял он по их просьбе камень с углублениями для пальцев, и судьи в один голос решили, что надо ему присвоить статус Кант. Ижарк отказался со словами: «Не хочу принимать статус, ибо отец мой Гонча не был удостоен этого». А Гонча, в давние времена, из-за большой ладони и крупных пальцев не мог схватить и поднять испытательный камень. Однако силы и гибкости ему было не занимать.

    Тогда судьи решили вручить Ижарку «мейдал» (медаль), сделанную из «дату, дашу хи даькха» (из серебра, с позолоченным его изображением). Медаль, полуокруглой выпуклой формы, прикрепляли на грудь по центру. Если горец получал вторую медаль, то ими прикрывали правую и левую части груди. Это была вторая медаль Ижарка. В свою очередь, наличие самой медали, её изготовление, говорит о степени развития искусства и мастеров-художников.

    Об Ижарке сегодня вспоминают родные. Военное снаряжение Ижарка долго хранила в отдельном сундуке его сноха Манас из с. Эрш. Кинжал Ижарка был такой длины, что не умещался в сундуке, а ширина клинка была размером в две ладони. Но всего этого лишились в одночасье в феврале 1944 года.

    Истории о силе духа и мужестве Ижарка, который прожил более 130 лет, остались в устной памяти. Отголоски его необыкновенной силы проявляются и сегодня в его потомках.