• СМС как художественный текст

    09(1)

    В Мужичах состоялась встреча учащихся и педагогического коллектива ГКОУ «СОШ с. п. Мужичи» с известным карельским писателем Александром Викторовичем Костюниным, членом Союза писателей РФ, лауреатом таких литературных наград, как премия имени А. И. Куприна, с вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу», и премии имени С. В. Михалкова в номинации «Лучшая книга России 2007 года». К встрече с писателем учащиеся подготовили портфолио по его рисункам, презентацию по рассказам А. В. Костюнина, а также вопросы к писателю о его жизненном и творческом пути.

    С творчеством А. В. Костюнина школьники знакомы не понаслышке. Последние несколько лет они являются активными участниками ежегодного международного литературного конкурса «Купель» по произведениям А. В. Костюнина, который проводится с 2008 года. Поэтому, несмотря на то, что писатель в Ингушетию приехал впервые, у дорогого гостя со школьниками получился живой и творческий диалог.

    О конкурсе, как признается директор Мужичинской школы Тамара Суламбековна Бесаева, было объявлено отделом Управления образования по Сунженскому району и Карабулаку. Это известие не могло не заинтересовать как учителей, так и школьников данной школы. Полное собрание произведений размещено на сайте писателя по адресу: www.kostjun.karelia.ru. Благодаря чему учащиеся и все желающие имеют доступ к творчеству писателя.

    С большим удовольствием вчитываешься в творческие работы учащихся – участников интернет-конкурса «Купель», в которых просматриваются далеко не поверхностное знакомство с творчеством А. Костюнина и прекрасные навыки художественного анализа.

    Рассказ известного карельского писателя Александра Костюнина «Рукавичка» – это история мальчика, ставшего изгоем из-за неосторожно сказанного учительницей слова. В рассказе «Совенок», так называют все главную героиню за ее огромные глаза, она находит в друге детства настоящую опору. Только его любовь помогает ей сохранить веру и надежду в самых трудных жизненных обстоятельствах.

    Эти произведения нашли особый отклик в душе конкурсантов: Айшат Бесаевой, Зейнап Балаевой, Эсет Гандаровой, Эсет Далиевой, Хасана Котиева, Замиры Богатыревой. Участник конкурса в номинации «Проза» Саид Аушев душевно и образно передал свое восприятие рассказа А. Костюнина «Лезгинка»: «В нем можно увидеть грациозность движений лебедя и быстрый полет горного орла. В нем можно услышать зов чистой, всепобеждающей любви и сдержанный, но полный обещания счастья ответ на самые сокровенные чувства».

    Многие из участников стали дипломантами и призерами в разных номинациях. В первый год участия в конкурсе по произведениям А. Костюнина «Купель» работы поклонников творчества писателя Умара Хакиева и Хавы Исмаиловой в номинации «Проза» были включены в список избранных. Мовсар Оздоев стал победителем читательских симпатий в номинации «Фотография (иллюстрация) к произведению». А школьники, ставшие участниками конкурса «Купель» 2015-2016 годов, с трепетом ждут подведения итогов. Все желающие принять участие в данном конкурсе 2016-2017 годов могут отправлять свои работы с 1 марта 2016 года по 28 февраля 2017 года.

    Сам писатель об этом высказался так: «Количество работ, их уровень, неподдельная искренность ребят и учителей – весомая награда за все сомнения и переживания. Это огромная бочка мёда на ту маленькую ложку дёгтя. И самое главное – без читателей нет писателя!»

    Инициатива по организации конкурса принадлежит общественной организации «Карельский конгресс», которую подхватили Федеральное агентство по образованию РФ, первый заместитель мэра в правительстве Москвы — руководитель комплекса социальной сферы Л. И. Швецова. Стремление вызвать интерес к художественному слову, к творчеству – один из мотивов организаторов «Купели». Об этом свидетельствует разнообразие номинаций конкурса, среди которых есть даже «смс-ка».

    По мнению самого Александра Викторовича, «именно поиск современных форм, эффективных методов приобщения к художественному тексту подталкивал организаторов интернет-конкурса «Купель». Как приохотить к литературе в сложившейся ситуации? Как сделать, чтобы русское слово заиграло новыми гранями, показать его со всех сторон, покрутить, дать прочувствовать фактуру, живую мощь? Введение дополнительных номинаций – «Фотография» и «Рисунок» (иллюстрация к произведению), «Драматургия», «Художественный перевод» – позволило каждому желающему проявить свой талант. А насколько высок уровень!»

    «В информационной цепочке «прозаик-учитель-школьник» последнее, замыкающее звено – главное. Сделает младой читатель шаг навстречу или впредь будет шарахаться при одном лишь упоминании о книге – от этого зависит в конечном итоге судьба всей нашей литературы», — говорит А. Костюнин.

    На мой взгляд, привлечение подрастающего поколения к чтению, привитие им навыков художественного анализа, научного подхода к философскому осмыслению произведения, воспитание эстетического вкуса – главные критерии конкурса, представляющие основу нравственного воспитания подростков и молодежи.

    В одном из своих интервью автор признался, что сюжеты его произведений взяты из жизни: «Жизнь, человек, душа человека – это то, что всегда питало и питает литературу».

    Очень интересным нахожу мнение Александра Костюнина о предназначении литературы: «Литература должна освещать там, где, по мнению человека, «темно»… Она может и должна служить наряду с верой тем компасом, который помогает не заплутать, тем нравственным маяком, что не даст сбиться с верного пути. Если этого нет, жди проблем. Заявить, что мир сегодня меняется стремительно, значит не сказать ничего. И, возможно, они скажутся на траектории всей нашей планеты, на судьбе каждого из нас. IT-технологии, генная инженерия, синтезированные материалы глубоко, навязчиво проникают в будничную жизнь, не спрашивая на то нашего согласия. Скоро, если так пойдёт дальше, в нас не останется ничего природного – всё искусственное. Уже сегодня повсеместно ненатуральные продукты и краски, искусственные ткани и строительные материалы, вместо утраченных органов – протезы. А завтра предложат взамен своей души смоделированную, синтетическую душу.

    Как быть? Как отделить зёрна от плевел? Думаю, есть только один способ не заблудиться в холодном, стальном, бесчувственном мире прогресса: использовать в качестве стрелки компаса – нравственность. Глобальный прогресс без нравственной узды – грозное неудержимое чудище, которое слопает, в конечном итоге, своего создателя. Надеть узду на него – наша задача!»

    Вполне объясним и тот факт, что по рекомендации ИСМО РАО (Институт содержания и методов обучения Российской академии образования) в учебный курс «Уроки нравственности» включены следующие рассказы: «Рукавичка», «Орфей и Прима», «Вальс под гитару», «Совёнок», «Нытик», «Поводырь», «Ивановны».

    Мужичинская школа, имеющая интересную и достойную историю, живет увлекательной жизнью, богата и такими ключевыми событиями. Например, в 2015 г. школа была включена в реестр «1000 лучших школ России». Поэтому вполне объяснимо, что сельская школа, которая и сегодня держит свою марку, и писатель от Бога, судя по его творчеству и мировосприятию, нашли друг друга. Их объединило творчество. Обращаясь к творчеству писателя или художника, мы, прежде всего, оцениваем замысел и идею автора. Когда они понятны и близки нам, то есть находят у нас душевный отклик, мы испытываем самые теплые чувства к создателю произведения.

    Таким образом, искусство сближает людей, перед ним стираются пространственные, национальные и конфессиональные грани. Объединение людей планеты единой идеей добра, справедливости и разума – это сила, убедительно призывающая каждого к милосердию, внутреннему достоинству, через самосовершенствование и очищение души.

    В телефонной беседе со мной гость из Карелии признался, что его сердце, переполненное душевным гостеприимством жителей Ингушетии, навсегда останется в этом живописном уголке нашей огромной страны, и добавил, что отныне им овладело желание изучить ингушский язык.

    Язык – символ нации. Эту искорку, которая зажглась в душе нашего гостя, легко понять по его жизненным ориентирам. Он пишет: «Мою формулу жизни можно записать так: «Созидание + Символ = Слово».

    К сожалению, среди нас встречаются и такие, которые не хотят даже в семье говорить на родном языке. Хотелось бы верить, что желание Александра Костюнина послужит ярким примером тем представителям ингушского народа, которые относятся к знанию своего родного языка без должной любви или пренебрежительно. Мы обязаны знать и одинаково хорошо владеть двумя государственными языками нашей республики: родным ингушским и великим русским, который является языком межнационального общения.