• Средневековые мастера-строители

    Продолжение. Начало в №№ 120-121.

    В прошлом ингушского народа, не имевшие башни или склепа считались неполноценными членами общества. О таких людях с усмешкой и презрением говорили: «У них нет ни башни, ни склепа!» О наличии последних обязательно справлялись при сватовстве. Но особенно важным было, что именно от зодчих и их мастерства во многом зависела жизнь, свобода и безопасность всего народа, так как воздвигаемые ими прочные крепости надежно защищали своих владельцев и край в целом от частых нападений захватчиков. Поэтому на протяжении многих веков, строителю ингуши отводили особо значимую роль, за время строительства башни хозяин опекал его и нёс ответственность за его жизнь и здоровье.

    Возведение боевой башни, требовавшее колоссальных средств и сил, было жестко регламентировано по времени (по-видимому, уже в XVI в.). Строительство должно было быть полностью завершено в течение одного года (365 дней и ни дня больше!). В противном случае башня так и оставалась недостроенной, она пустовала, как это произошло в горных селах Лялах, Тарш, Морч, Эрзи. Раньше же сроки возведения боевой башни у ингушей не были ограничены. Так, основатели с. Ляжги из фамилии Хутиевых в течение 6 лет строили здесь свою боевую башню с плоской крышей. Однако для других фамилий, представители которых позже подселились сюда (например, Курскиевы), срок строительства был уже строго ограничен одним годом.

    В новых условиях не всякому это было под силу, и не каждый мастер-строитель мог уложиться в этот срок. К тому же, учитывая престижность наличия боевой башни, распространение огнестрельного оружия, представители новой нарождающейся богатой прослойки общества уже заказывали зодчим более прочные боевые постройки, отличавшиеся своей значительной высотой, внешней красотой и изяществом, новизной пропорций по сравнению со строениями старой знати. Эти же требования были в силе и при строительстве жилых и полубоевых башен, погребальных и культовых строений. Поиск ингушскими зодчими новых форм и конструкций каменных сооружений привел в итоге к появлению ранее неизвестных, изящных и модифицированных построек, как, например, боевые башни в горных селениях Цори, Эгикал, Хяни, Лялах, резко выделяющихся среди других строений подобного рода. Нередко фасадные части жилых и боевых башен на всю длину специально красочно расписывались различными орнаментами красной охристой краской, как это можно наблюдать в башенных селениях Харпе, Эгикал и Таргим (Д.Чахкиев).

    Строители были отлично знакомы со свойствами камня и иных материалов, искусно использовали эти знания. В частности, основание постройки обязательно должно было располагаться на обнаженном скальном грунте, что способствовало ее устойчивости и сейсмостойкости. В основание башни необходимо было класть наиболее крупные каменные блоки, чтобы осаждающие не могли ее разрушить. Стены должны были быть гладкими, чтобы не дать врагу зацепиться за них железной кошкой. Известковый раствор не должен был отделяться от лопаты, когда ее перевернут, а камни следовало класть так, чтобы выступы одного ложились в углубление другого и т.д. Для обработки камня применялись прочные стальные тесла и резцы, молоты и молотки и иной ремесленный инструментарий. Строительный материал (в том числе каменные блоки) поднимали посредством приспособления, напоминающего ворот. Мастера старались сделать постройку не только прочной и долговечной, но и красивой (для этого на стенах выкладывали разнообразные орнаменты и фигуры, использовали цветную штукатурку и т.д.). Согласно преданиям, строитель на протяжении семи лет нес полную ответственность за качество своей работы. Если же за это время постройка давала трещину, рушилась или в ней выявлялся какой-либо дефект, то он подвергался публичному позору и был обязан возвратить заказчику полученную за строительство плату. В дальнейшем с ним опасались заключать вообще какие-нибудь договора. Примечательно, что только наиболее искусные зодчие имели почетное право оставлять оттиск своей руки или пальцев на стенах завершенных боевых (как, например, в селах Ний, Эгикал, Средний Оздик и др.), полубоевых и жилых башен (села Старый Евлой, Пуй, Вовнушки, Хули), на склеповых усыпальницах (села Пуй, Хамхи, Верхний Оздик, Эрзи, Ляжги).

    Продолжение следует.
    Источник: Ингуши – М., 2013