• В надежде на милость Всевышнего

    188 4

    Тучи вороньих стай заволакивают небо, накрывая своей черной массой бульдозериста, отгребающего только что сваленный водителем самосвала мусор. Спорить с наглыми водителями, сбрасывающими отходы у въезда на территорию свалки, у него нет никаких сил, и проклятья в адрес спешно уезжающего «камазиста» тонут в оглушающем гвалте пернатых падальщиков. Такую апокалипсическую картину можно лицезреть практически на каждой мусоросвалке. В истории «гомо сапиенса» было немало трагических периодов, когда разгневанная природа и другие внешние факторы ставили его на грань выживания. То «ледниковый» период гнал человека с насиженных и обжитых мест, то безжалостный эпидемический мор косил целые континенты. Но сегодня перед людьми стоит не менее страшная угроза, созданная … их же руками: опасность повсеместного загаживания земли бытовыми и промышленными отходами.

    Сотни миллионов тонн смердящего мусора, загрязняющего все и вся (водоемы, грунтовые воды, почву, воздух), накапливаясь ежегодно, как раковая опухоль, обволакивают планету, подводя нас к той черте, за которой «хирургическое» вмешательство уже не поможет.

    Самое печальное, что остановить это губительное «продвижение» мусора, с нынешним потребительским мироощущением человека, практически невозможно.

    На каждого жителя крупных городов в год приходится до 500 кг мусора. А теперь представьте себе: города выдают «на гора» в основном бытовые отходы, составляющие только 1,2% от всего мусора. Остальные 98,8 % — это отходы производства и шлам (грязь), остающийся после добычи полезных ископаемых. Лидерами среди стран по «скорости» накопления отходов являются, как это ни странно, — «благоденствующие» США и Норвегия. В преуспевающих штатах в год образуется около 160 млн. тонн мусора, из которого перерабатывается лишь пятая часть. Более-менее лучше обстоят дела в Германии, где мусор стараются сортировать по степени вредности и по сроку разложения. Например, для разложения бумаги требуется 5-10 лет, консервной банки – 90, полиэтилена и пластмассы- от 200 до 500 лет, стекла – до 1000.

    А какова ситуация с мусором в России? Как и везде в мире – катастрофичная. В нашей стране ежегодно образуется около 60 млн. тонн твердых бытовых отходов, 96% из которых хранятся на свалках. А 60% свалок, огромное число из которых – несанкционированные, расположены в населенных пунктах. В этих горах мусора и самые вредные отходы: моторные масла, аккумуляторы и батарейки, продукты бытовой химии и т.д. В составе мусора находятся тяжелые металлы, летучие ядовитые вещества, химические соединения, которые, растворяясь в осадках, попадают в грунтовые воды, отравляют почву. Мощности мусороперерабатывающих заводов используются только на 20%. Пока в нашей стране перерабатывается лишь 11% отходов.

    Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», принятый семнадцать лет назад, на деле практически не действует, даже после качественных обновлений, внесенных в него и вступивших в силу в начале этого года.

    Сейчас уровень вовлечения отходов в хозяйственный оборот в России остается неудовлетворительным. Это связано со скачкообразным ростом потребления, начиная с 90-х годов, недостаточным развитием инфраструктуры по удалению отходов и несовершенством механизмов экономического стимулирования их переработки. От стоимости альтернативного способа утилизации отходов, положения на государственном рынке вторсырья, затрат на переработку зависит экономическая эффективность того или иного метода переработки. Однако подлинной перспективой избавления планеты от мусора являются только радикальные изменения в производственной деятельности человека, в его образе жизни. Однако, глядя на то, что в мире сегодня творится, едва ли стоит надеяться, что в обозримом будущем человечество обратит внимание на то, что матушка-природа уже не в состоянии выдерживать тлетворную деятельность своего обезумевшего дитяти.

    В нашей республике картина с мусорными горами, учитывая малоземелье региона и низкое самосознание граждан, крайне критическая. Из более ста мусоросвалок, расположенных недалеко от населенных пунктов, более-менее санитарно-эпидемиологическим нормам соответствует лишь пара-другая. Есть мусоросвалки, расположенные в выработанных карьерах, откуда вся зараза прямиком уходит в грунтовые воды, многие свалки годами тлеют, вырабатывая неотвязный удушающий смог, очистные сооружения работают через пень-колоду, канализационные стоки прямиком направляются в единственную водную артерию равнинной части республики – реку Сунжа, которая давно уже не напоминает реку. Что будет дальше – только Всевышнему известно. На Его милость и надеемся.