• Вердикт выносит… дьявол

    Во всем необходим порядок: в семье, обществе, на работе. Иначе – хаос и анархия захлестнут человечество. Но очень часто воцарению порядка и спокойствия в нашей жизни мешают не подвластные нам внутренние установки, засевшие в подсознание, пропитавшие нашу кровь и плоть, несущие генетическую информацию.

    Например, давние привычки и стереотипы. Спросите, почему Запад, до сих пор боится и с ужасом воспринимает нашу страну, хоть и закончилась давно эпоха «холодной войны»? Вопрос. Но на поверхности только то, что мы видим: постоянное напряжение в мире, направление астрономических средств на производство смертоносных вооружений, которые можно было бы пустить на оздоровление той же экологии, стремительное ухудшение которой не видит разве что слепой.

    Возьмем другие, «приземленные» примеры. Скажем, футболисты никак не решатся ввести в правила игры видеопросмотр сомнительных моментов. Почему? Говорят, что это, дескать, умалит дух и ауру всемирно любимой игры, снизит интригу, да и дань традициям не хочется нарушать. Или почему, например, закон не имеет обратной силы, если по истечении времени он видится не вполне корректным или справедливым? Разве это честно, когда за одно и то же нарушение или преступление, совершенное в разное время, различным людям приходится нести неодинаковую ответственность?

    Есть и более «тонкие», невидимые глазу, но от этого не менее «упертые» вещи, ежедневно нас преследующие. Скажем, психокультурные аспекты менталитета того или иного народа. Некоторые обычаи и традиции на определенном этапе его исторического развития мешают прогрессу, не позволяют ему нормально жить и двигаться вперед. Почему народу трудно вырваться из их крепких объятий, если они уже не выполняют заложенных в них изначально функций регулятора жизнедеятельности общества? Как понять, что «вот этот обычай, эта традиция» тянет нас назад, а отказ от других – приведет в тупик или даже к упадку, как это произошло, например, с Римской империей?

    Мне представляется, что все дело… в наших страхах, неуверенности и отсутствии желания что-то менять в своей жизни. Человек думает: «А вдруг изменения окажутся худшим вариантом, чем было раньше?», «А оно мне надо?» и т. д. и т. п. В конце концов, люди держат в голове возможные покушения на выгоду и свои символы и традиции, являющиеся основой культуры. Европа, вон, от пресыщения, постепенно отказывается от многих своих традиций и теперь бредет в растерянности. А ведь столько хороших примеров обустройства человеческого общежития Старый Свет явил миру. Одна только социальная обеспеченность, ее высокий уровень чего стоит. Но нас проблемы Европы, мягко говоря, волнуют в последнюю очередь: нам бы самим определиться, куда мы идем и с каким культурно-историческим багажом, доставшимся от предков. Нам бы инвентаризацию этого багажа провести, выяснить, какой груз тянет вниз, а какой – толкает вперед

    Долгие годы мы считали, что наши обычаи, те же адаты по умолчанию являются священными и неприкасаемыми. И только в последнее время к ним стали обращаться в контексте их корреляции с непререкаемыми догматами религии, вызывая смуту в душах и брожение в умах людей, держащие сегодня нас в непонятном напряжении. Но беда в том, что очень редко мы углубляемся в изучение сути цепкости этих обычаев, того, как они целиком овладевают нашими подсознанием и поступками. «Обычай – деспот меж людей», — писал Лермонтов. Смысл этих слов поэта в том, что правила, некогда установленные людьми, со временем становятся неписаными законами, которым приходится подчиняться вопреки здравому смыслу.

    Помню, в середине «лихих» девяностых киллер расстрелял одного человека, занимавшего важный хозяйственный пост в республике. Время было такое: «братва, не стреляйте друг друга», призывал тогда один популярный певец в своей песне. Потерпевшая сторона, естественно, погрузилась в траур, гнет которого усилился грузом неведения и отсутствия какой-либо информации о преступлении. И тут, на второй день, во двор, где собрался народ проводить в последний путь покойного, является огромная делегация, ведомая… одним прожженным аферистом, давно заслужившим славу такового. Выразив лицемерные соболезнования, аферист, нисколько не думая о чувствах родных убитого, с места в карьер заявил, что покойный недавно… брал у него взаймы сто тысяч долларов.

    Среди прибывших находились и убеленные сединами старейшины, однотейповцы мошенника, его родственники по всем линиям и (как же без этого) – подготовленный «свидетель» передачи денег. Стоит ли говорить, что с этого момента все забыли о трауре и были поглощены только новым поворотом событий. Забегая вперед, скажу, что афериста вместе с трусоватым «свидетелем» раскусили «на раз-два»: заготовленная «легенда» криминальной парочки после двух-трех наводящих вопросов рассыпалась как карточный домик. Но суть не в этом. Самое страшное – все, кто с аферистом приплелся на похороны (в том числе и старики из его тейпа), нагло стояли на своем, требуя возврата несуществующего долга, и только Провидение Всевышнего и мудрость некоторых авторитетных мужчин не позволили пролиться новой крови. Вот до чего доводит слепое повиновение одному из наших обычаев – при любом раскладе защищать «своего». Пусть он даже конченый подонок. Как говорил герой одного боевика, «да, гнида, но своя, родная».

    Самое удивительное, что проникновение губительного воздействия некоторых наших обычаев замечено и в профессиональной деятельности людей. Наша газета писала об одном пострадавшем от действий мошенника жителе республики, который из-за следования неписаным законам предков лишился машины. Позже (к сожалению), выяснив, с кем совершена сделка, он написал заявление в полицию. Однако стражи правопорядка, выказав сочувствие, посоветовали ему… разобраться по-ингушски. То есть по нашим обычаям, адату, шариату. Зов адатов призывал его решить проблему с вором без сантиментов, но он, имея совесть, не поддался эмоциям, потому что в ситуацию были вовлечены другие безвинные люди. Шариат же требовал разобраться по справедливости: взыскать с угонщика все издержки, неустойку и т. п., иначе грозя проклятием в адрес всей его семейки или же вовсе – выдворением ее из села «за сто первый километр». Однако воришка совести не имел и, выказав полное равнодушие к этим стращаниям, просто скрылся вместе с машиной. В сухом остатке остался светский закон, который так же был проигнорирован его носителями.

    Так вот спрашивается: как нам навести порядок в нашем общем доме (в данном случае речь не о Европе и гонке вооружений), наших головах и душах, если нет определенного «направления», которому все следуют, которое указывает правильный путь, а если и указывает, то не решает возникших проблем? Очень сложный вопрос. И пока на него нет ответа, мы так и продолжим воевать все со всеми и каждый с самим собой? Вы замечали: с кем ни встреться, с кем ни перекинься порой фраз – все, в каком-то наваждении, клянут на чем свет стоит отсутствие внутренних «красных флажков», вместе с тем не видя их, не зная, где очерчены границы. Неудовлетворенная, терзающая потребность в них приводит нас к ложной мысли: «Все виноваты, только – не я!» Однако это вердикт, который выносит нам… дьявол.