• Виды оружия в истории ингушского народа

    139 14Продолжение. Начало №133; № 136; №137. На протяжении многих веков ингушским воинам в качестве оборонительного вооружения, надежно предохранявшего от ударов наступательного оружия, служили защитные доспехи, боевые наголовья, щиты, налокотники и боевые перчатки. Тело воинов защищал вначале кожаный, а затем более эффективный металлический кольчатый доспехи: кольчуги и кольчатые панцири, имевшие вид рубашки, с прямыми рукавами, квадратным разрезным воротом (нередко с воротником) и разрезами на подоле (болата барзкъаш).

    Имея в принципе одинаковый покрой и одинарное кольчатое плетение, кольчуги и панцири существенно различались конструктивными деталями, в первую очередь — системой изготовления металлических колец, способом их крепления, поперечным сечением проволоки, формой колец (у первых — круглая, у вторых — овальная) и их размерами (кольца панцирей немного мельче). Разница наблюдалась также в числе колец (в кольчуге их не менее 20 тыс., в панцире — до 60 тыс. и более) и в общем весе (панцири обычно были легче кольчуг). Кольчуга была более дорогим доспехом, нежели кольчатый панцирь.

    В доспехе кольца имели своеобразное распределение: наиболее массивные располагались обычно на груди, плечах и спине, менее массивные — на подоле, рукавах и воротнике. Это преследовало определенные цели: сделать его более легким и удобным, наиболее прочным в особо уязвимых местах, не прикрытых другими видами защитного вооружения.

    Кольчатые панцири, появившиеся в результате эволюции и усовершенствования кольчуг, в противовес быстрому развитию образцов наступательного оружия, не позднее XV в. получили большое распространение и популярность у ингушских воинов. Не вытеснив полностью кольчуги, они сосуществовали с ними до начала XIX в. Порой, воин использовал одновременно надетые друг на друга оба вида кольчатого доспеха, имевшие в целом не столь большой вес, одинаково удобные как конным, так и пешим. Под доспехом у воина, для удобства его ношения и создания владельцу дополнительных защитных качеств, была еще специально плотно простеганная (на вате или шерсти) одежда. Кольчуги и кольчатые панцири надежно предохраняли своих владельцев даже в период распространения на Кавказе ручного огнестрельного (фитильного и кремневого) оружия: свинцовые шаровидные пули очень редко в состоянии были пробить кольчатое плетение, да и то лишь с близкого расстояния. Свидетельство начала XIX в. западноевропейского ученого Г- Ю. Клапрота наглядно характеризует прочность местных доспехов. Он сообщает: «Их кольчуги большей частью очень ценны; среди них есть очень хорошо сделанные. Чтобы их испробовать, их кладут на теленка и стреляют из пистолета. Как правило, пули не пробивают их, лишь теленок после этого слегка пошатывается. Под кольчугой они носят на войне еще одежду на вате, от которой пули отскакивают еще лучше». Для удобства ношения воины нередко раньше покрывали, вернее, обшивали изнутри и снаружи эти доспехи разноцветной (часто очень дорогой) тканью. Для закрепления доспеха на теле воина он обтягивался поясом и ремнями. Металлические доспехи в прошлом сравнительно высоко ценились (за кольчугу, в зависимости от ее качества, давали от 10 до 200 быков), и владели ими в основном знатные и состоятельные воины.

    Ингушские оружейники также славились своим мастерством в изготовлении кольчатых доспехов, качество и прочность которых порой проверялись непосредственно на мастере (например, потомственные умельцы Эбанхоевы из селений Эбан, Мярше, Нелхоев из Нелха и др.). Интересно заметить, что в весьма сложном процессе производства кольчатых доспехов часто принимали участие и ингушские девушки. Слава о высокосортных изделиях получила реальное отражение в ряде грузинских исторических и фольклорных сюжетов. Особенно в этом ремесле преуспели мастерицы из с. Таргим, изделия которых всегда были «прочные, легкие и эластичные».

    В качестве боевых наголовий горцы использовали металлические кованые шлемы (таьжнаш), кольчатые мисюрки (мисара кийнаш, шера кийнаш) и специальные стеганые шапки (кийнаш). Вплоть до XVII в. бытовали шлемы конической и сфероконической форм, склепанные нередко из нескольких частей, располагающие кольчатой сеткой-бармицей (для защиты шеи, плеч, ушей и частично лица). Иногда эти шлемы имели округлое (часто с кольцом) или шпилевидное навершие, выступы-козырьки, а порой и специальные вырезы для глаз. Распространенность данных шлемов объясняется их простотой, прочностью и надежностью в боевой обстановке: плавно вытянутая форма и выступающее навершие препятствовали нанесению отвесного, прямого удара рубяще-режущим (мечи, палаши, сабли и пр.) и ударным оружием (булавы, шестоперы и т.п.), которое обычно соскальзывало с поверхности подобного металлического убора. Из-за значительной дороговизны обладала подобными шлемами только состоятельная прослойка ингушских воинов.

    Мисюрка состояла из металлической тульи и длинной кольчатой сетки — бармицы: благодаря подобной конструкции она успешно защищала голову, лицо, шею и плечи воина. Судя по названию, мисюрка пришла на Северный Кавказ с Востока (от араб. Миср — Египет), и благодаря своей сравнительно простой форме, достаточной надежности, относительной дешевизне, а также удобству и практичности (в особенности в горной и лесистой местности) получила широкое распространение в XVII — начале XIX вв., постепенно вытесняя из обращения кованые металлические шлемы. В боевой обстановке мисюрки иногда надевали и под шлемы, когда последние начали утрачивать бармицы. Изнутри шлемы и мисюрки подбивались мягкой и плотной, простеганной (на шерсти или вате) матерчатой подкладкой, что помогало лучше рассеивать силу ударов, приходившихся на боевой убор. Для этой же цели часто дополнительно использовали специальные матерчатые подшлемники. Чтобы боевой убор прочно располагался на голове, к краям его крепились бечевки, завязывающиеся под подбородком. Нередко нижние края сетки-бармицы в передней части дополнительно соединялись посредством специальной цепочки или крючка.

    Источник: Ингуши, — М. 2013/Д.Чахкиев/