• Война с коррупцией: есть начало, нет конца

    Противостояние с окончательно сошедшими с катушек от безнаказанности США и их безропотными «союзниками поневоле» на время затмило собой нашу «национальную» беду – коррупцию. Между тем, она никуда не исчезла и даже пытается отыграть упущенную выгоду, искусно используя политический момент, играя на наших патриотических чувствах. Даже СМИ предпочитают сегодня заполнять свое пространство, информируя население лишь о наиболее громких коррупционных скандалах с участием известных лиц. Неужели эта напасть так неистребима, и если борьба с ней не приводит к ощутимым результатам, может, принять ее как «объективную реальность, данную нам в ощущение»?

    Мыслится, что такая упадническая философия – путь в окончательное разрушение, разложение нашего государства. «Порча, гниение, развращение, испорченность» — именно такие слова подобраны для перевода слова «коррупция» с английского. К сожалению, ни для кого не секрет, что наша страна периодически входит в число «лидеров» коррупционных рейтингов, составляемых недругами России для очередного укола.

    Это обстоятельство, впрочем, не дает нам оснований для оправдания неповоротливости запущенного механизма борьбы с коррупцией, который очень тяжело разрабатывали в последние годы. Коррупция – это непреодолимый тормоз для любого развития, препятствие для любых реформ. Да — государство периодически проводит кампании по борьбе с коррупцией, кого-то ловят на взятках, кого-то увольняют, кого-то сажают. Но в целом всё это живо напоминает борьбу нанайских мальчиков и выглядит очень трагикомично.

    Что есть коррупция? Давайте разберёмся. Для того, чтобы люди жили в безопасности и комфорте, для того, чтобы они имели социальные гарантии, для того, чтобы они могли мирно взаимодействовать друг с другом, цивилизованно спорить, договариваться и объединяться, жить и работать, нужны законы. Для разработки, принятия и исполнения этих законов люди выбирают себе власть. Для того, чтобы власть осуществляла возложенные на неё задачи, ей предоставляются ресурсы и полномочия.

    Всё просто и логично. Но власть – это, к сожалению, не ангелы, а обычные люди. И у них возникает соблазн использовать предоставленные им обществом ресурсы и полномочия в своих личных целях. Это и есть коррупция. Простая схема: гражданин приходит к чиновнику с какой-то просьбой. Эта просьба может быть либо законной, либо незаконной.

    В последнем случае гражданин просит то, что ему по закону не полагается. Например, закрыть уголовное дело в отношении своего родственника. Идеальный чиновник должен законную просьбу удовлетворить, а в незаконной – отказать. Но то – идеальный. А на деле чиновник может отказать в законной просьбе, а может удовлетворить незаконную. Но чаще всего в игру вступают деньги или другие блага. Эта схема описывает коррупцию в отношении полномочий, выданных обществом чиновнику.

    С ресурсами всё проще – недобросовестные чиновники их просто разворовывают. Возможностей – не счесть: начиная от списывания имущества, у которого «завершился» срок полезного использования, заканчивая наглым, беззастенчивым набиванием своих карманов.

    Ответьте себе: сколько лет бессменно сидят в наших муниципалитетах одни и те же чиновники (кроме, конечно, самых главных, которых, время от времени все же меняют)? Десять, двадцать лет? Тогда верна ли поговорка о том, что «рыба гниет с головы»?

    Столоначальники разных мастей, чьи непроницаемые лица нам, кажется, знакомы с детства, как амброзия пустили корни в администрациях населенных пунктов, глумясь над местными жителями, которым приходится к ним обращаться. И удивительно — нет на них никакой управы.

    Спросите себя (хотя, многие задавались этим вопросом и давно нашли ответ): почему многие построенные у нас объекты с течением времени, в прямом смысле слова сыпятся как песок, почему некоторые школы (ужас!) реально ломаются пополам, грозя в любую секунду погрести под обломками детей, а только вчера проложенная дорога сегодня проседает?

    Потому что в строительство вкладывают крохи из того, что заложено в сметах. Подрядчик не может заложить в смету более 15-20% повышения цены. При этом часто чистая прибыль подрядчика составляет менее 10% цены договора. С учетом налогообложения, повышенного риска двойной ответственности (работу сделай, откат отдай) о каком качестве может идти речь?

    Так как бороться с коррупцией? Идеальным вариантом многие считают политику «отца сингапурского экономического чуда» Ли Куан Юна, который поставил к стенке пару десятков коррупционеров из своего ближайшего окружения.

    Ну, такие «чудеса» Россия не раз проделывала в своей истории, начиная от Петра Великого, заканчивая Сталиным. Думается, менее «кровавым» стал бы вариант полного пересмотра и максимально возможного упрощения действующего законодательства, глобальная ликвидация правовой безграмотности общества, чтобы любой гражданин знал, что является законным, а что нет. Запутанные законы – отличная питательная среда для коррупции.

    Надо всюду, где только это возможно, перейти от разрешительной системы лицензирования к заявительной. Это значит, что не чиновник разрешает заниматься гражданину законной деятельностью, а гражданин просто уведомляет чиновника, что он этой деятельностью решил заняться.

    Что еще… Нужно для каждого чиновника прописать чёткий регламент: каждый его шаг, действия заключить в алгоритм, а ещё лучше – автоматизировать их. Идеальный чиновник – компьютерная программа. Необходимо снизить число документов, справок, корочек, анкет и прочей бумажной документации, которую граждане предъявляют чиновникам. В идеале, у гражданина должен быть один документ – его собственный палец (или радужная оболочка глаза). Вся информация должна находиться в единой государственной базе данных, к которой разные чиновники имеют соответствующие уровни доступа, а палец или глаз служит для идентификации гражданина при помощи сканера.

    Нужно набрать людей совершенно новых, специально подготовленных для своих должностей. Зарплаты у них должны быть достаточно велики, чтобы они не нуждались в «кормлениях».

    И, пожалуй, главное: необходимо по другому проводить антикоррупционную работу с гражданами — увы, многочисленные разъяснения, нравоучения по телевизору и на пятничных молитвах эффекта не дают. Мы так и не выработали в обществе нетерпимого отношения к взяточникам, мздоимцам и лихоимцам, не можем никак разрушить укоренившуюся в обществе систему «не подмажешь – не поедешь».

    Именно благодушно-попустительское отношение граждан к коррупции и позволяет ей цвести пышным цветом, а отсутствие общественного контроля за действиями чиновников любого уровня – лишь потворствует этому.

    Да, понятно, что говорить, подбирать красивые, умные слова – это, конечно, не сложно. Труднее самому «подняться в атаку» в бою с этим злом. Главное, чтобы это сражение не напоминало донкихотствование и, наконец-то, появился ответ на вопрос : есть ли у этой войны конец?