• Всем сердцем полюбивший горы!

    киров

    К 105-летию восхождения на гору Казбек С.М.Кирова.

    Сергея Мироновича Кирова знали на Кавказе, в частности во Владикавказе, как политического и общественного деятеля. Родился он в марте 1886 года. В этом году исполняется 130 лет со дня его рождения. Жизнь его была наполнена самыми разными событиями из истории страны. Рано остался он без родителей, и вместе с ним его две сестры. Получил образование в Томске, и уже с ноября 1904 года увлёкся политическими событиями в стране, стал революционером под партийным псевдонимом –  Серж. Во Владикавказ приехал в 1909 году, где стал сотрудником северокавказской газеты «Терек» и печатался под псевдонимом Сергей Миронов.

          Он имел несколько псевдонимов: Серж (партийный псевдоним), Сергей Миронов (издательский) и, наконец, Сергей Киров, под которым он и вошёл в историю.

    перед восхождением

    Перед восхождением на Казбек

    В этой заметке речь идёт о коротком отрезке времени из жизни С. Кирова, когда он был увлечён альпинизмом. Владикавказский период его жизни был особенно насыщенным. Помимо участия в общественно-политической жизни города и края, Сергей Миронович любил театр, принимал участие в спектаклях, был поклонником творчества Л. Н. Толстого. И он же был любителем-альпинистом, всем сердцем полюбившим горы!

    В этом году исполняется 105 лет с того времени, как Сергей Миронович Киров поднялся на гору Казбек. Руководителем группы по восхождению был бывалый альпинист, уроженец ингушского горного селения Гвилети Яни Бузуртанов.

    Сергей Миронович, к тому времени сотрудник газеты «Терек», был активным участником Владикавказского горного общества, созданного известным геологом того времени А. И. Духовским. В это общество входили: Михаил Спичкин — заведующий редакцией газеты «Терек», занимавшийся одновременно организационными вопросами горного  общества, начиная от сложных альпинистских восхождений и научных изысканий, и заканчивая экскурсионными прогулками по горам; Павел Лучков, серьёзно увлёкшийся альпинизмом; Башир Далгат — известный кавказовед, юрист, автор многих исследовательских трудов по этнографии ингушей; Иссак Бузуртанов — брат Яни из с. Гвилети; и женщины, для которых занятия альпинизмом считались правилами хорошего тона.

    Для Сергея Мироновича это было особое событие. Казалось бы, для чего это ему нужно? Ведь график его жизненной деятельности был переполнен. Однако, как вспоминал М. Спичкин, С. Кирову хотелось рассеять миф владикавказского общества о том, что восхождение на одну из высочайших вершин Кавказа является нечеловеческим подвигом.

    Одевшись, как положено альпинисту, с широким поясом, верёвками, с гвоздями для вбивания в подошвы ботинок во время хождения по льду и широкой войлочной шляпой, Сергей Миронович был на пике хорошего настроения. Как вспоминали позже члены экспедиции, Сергей был таким интересным собеседником, что все слушали его, затаив дыхание, о чём бы он ни рассказывал: о политике или культуре, о театре или горах. Был простым, благородным и остроумным человеком.

    Вспоминая это восхождение, А. И. Духовской говорил: «Как-то на вершине валил снег, дул сильный ветер, горсточка людей, взявшись за руки, старалась разглядеть, что там внизу… А в это время громким голосом Сергей Миронович Киров вдохновенно цитировал А. С. Пушкина:

    «Кавказ подо мною… Один в вышине!

    Стою над снегами у края стремнины:

    Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

    Парит неподвижно со мной наравне».