• Язык — мудрец

    Mechet

    Пророк Адам (мир ему) был создан Аллахом из гончарной глины в пятницу – священный для мусульман день. В этот же день Аллах приказал всем обитателям рая поклониться новому созданию (отдать дань уважения новому, доселе не существовавшему творению Господа Бога).Все предыдущие творения поклонились Адаму, кроме главного и любимого ангела Иблиса (джинна, возвышенного милостью Аллаха до ангелов за свои познания). Восстал Иблис (сатана) против воли Аллаха, возгордившись – «я сделан из величественного огня, а он (Адам) из глины» (согласно новейшим исследованиям, глина состоит из 40 химических элементов, которые входят в состав мышечной ткани человека), «не буду ему кланяться»; за что и был изгнан из рая.

    Заслужив Божье проклятие неуместным умозаключением о своем превосходстве и проявлением гордыни, сатана в последующем выпросил у Аллаха отсрочку (возможность свободно жить) до Дня воскрешения людей, чтобы сбивать их с пути набожности и покорности Творцу.

    Имя «Адам» на еврейском языке обозначает «прах, пыль». Точно такое же значение имеется и в нахском языке. Приставка «а-» – обычно показывает, что движение происходит сверху вниз (к примеру, «адал» – положить, «алига» – падать, «ани» – небо и т. д.), что говорит о его приходе сверху или о том, что Адам был спущен Богом на землю («дам» – пыль).

    Единственные люди, познавшие рай, были родители человечества Адам и Ева (Хава – от еврейского слова «жизнь», на вайнахском языке при перестановке слогов «ха» и «ва» образуется слово «ваха» — живи).

    Находясь в раю, им было строго-настрого наказано не трогать дерево познания. В Библии это дерево именуется инжиром. В Коране – это плодовое дерево. Однако жрецы считали, что это дерево – яблоня. На вайнахском языке под деревом подразумевается два слова «га» и «дит». В данном случае вызывает интерес менее употребляемое в лексике архаичное слово «дит» — дерево (в чеченском языке это слово присутствует и поныне; в ингушском имеются производные от «дит», это «дит» — комар (тутовник), диг (топор) и т. д.).

    «Дит», кроме значения «дерево», имеет еще два значения: «оставь, не трогай» и «лезвие» (острие колючки). Все эти слова имеют логическую связь, а именно: Аллах наказал Адаму «дит» (оставить, не трогать) плодовое «дит» (дерево), ибо это дерево опаснее «дит» (лезвия).

    Иблис (сатана), поклявшись сбивать человека с пути Аллаха и явившись в образе змея-искусителя, ввел в искушение Еву (Хаву), а та в свою очередь уговорила Адама попробовать запретный плод – яблоко («1аж»). «1аж» на вайнахском языке – яблоко. После укуса яблока бессмертный Адам стал смертным («Iоажал» – смерть, судьба). Выброшенный из рая, обманутый Иблисом, кающийся Адам (мир ему), оказался в Аравии без пищи, без крова, мучимый жаждой и страхом. Находясь в таком тяжелом положении, Адам начал искать свою спутницу Еву. Встреча их состоялась на горе Арафат.

    С этого времени и началась тяжелая жизнь Адама и его потомков, каторжный труд за кусок хлеба, холод, болезни, постоянная опасность со стороны зверей, катаклизмы. Сейчас даже трудно полностью обозреть, в начале ХХI века, все трудности, с которыми столкнулся Адам, ведь стоит сейчас на час оказаться без света и газа, как у современного человека начинается депрессия, возникает апатия, переходящая в ступор.

    Однако любое явление имеет два конца, два полюса: хороший и плохой, положительный и отрицательный. Положительным в данном случае оказалось то, что Адам, вкусив плод познания, приобрел знания, и у его потомков появилась генетическая, неимоверная жажда знаний.

    В аятах Корана Аллах всегда обращается к человеку со словами «сын Адама», имея в виду потомка Адама. На нахском языке потомки Адама именуются «адам». В иранском, арабском, еврейском и других языках они также обозначаются словом «адам» (люди). Значение же русского слова «люди» происходит от шумерского слова «лу».

    На нахском языке слово «лу» имеет значение «говорить, ругаться», что является основным отличием человека от животного. Признаки человека в образовании слова «человек» имеются в разных языках. К примеру, в этимологии слова «человек» на русском языке: это «чело» – лоб, «век» – веко (на русском языке, выступающая часть чего-либо – чело, к примеру, чело печи, на нахском языке выступающая часть чего-либо – это «лаб», лоб – нахское «лаб йоалар цун»).

    На арабском языке корневой основой слова «человек» послужило слово «кожа». На осетинском языке слово «человек» стало слово «лаг». Грузинские ученые-кавказоведы считают, что данное слово произошло от кавказского слова «лай, лег, лек, лаг» (раб); основа данного слова составляет нахское слово «ла» (желание, желать).

    Человек, который имеет желание, – это человек зависимый, а зависимость – это рабские оковы человека. Ведь известно, что самым свободным человеком был греческий мудрец Диоген, обитавший в бочке, в силу отсутствия каких-либо желаний. Относительно свободным человеком (несвободным от обязанностей и забот) в греческом обществе был царь (от «ца» – единый) в отличие от народа; по-гречески народ – «лейтон», а чернь – «лаос» (эти греческие слова имеют нахскую основу «лай, лей» – раб).