• Закону о реабилитации репрессированных народов 25 лет

    25 лет назад, 26 апреля 1991 года, Верховным Советом РСФСР был принят Закон о реабилитации репрессированных народов. Четверть века нормативный акт есть, но положения его не выполняются, и это факт. Искать виновных – это ворошить все события, последовавшие за принятием Закона, в том числе – трагедия осени 1992 года, военные действия в Чечне и так далее. Именно они стали некой надуманной «причиной» для противников полной реабилитации того же ингушского народа. Впрочем, не будем рыться в прошлом, надо просто помнить это вчера и идти вперед. Истина есть, и заключается она в том, что время все расставляет по своим местам. Ингушетия, где в 90-х годах прошлого века царили разброд и шатание, сегодня заявила о себе, как о полноправном субъекте России – со своей древней и богатой историей, нацеленностью созидать и развивать свою национальную государственность в составе российского государства.

    «Самым гуманным актом» новой России назвали Закон о реабилитации репрессированных народов, принятый депутатами Верховного Совета РСФСР почти единогласно, лишь единицы были против реабилитации. Так что же это за акт? Может, напомнить и некоторым чиновникам, и политикам, и юристам, и общественности – всем, кто клеймит Закон и предрекает последствия, если он будет исполнен, а также тем, кто не помнит или не знает о чем идет речь вообще.

    Итак, Закон о реабилитации репрессированных народов, что он гласит? (Текст небольшой по объему, освежим себе память.)

    Преамбула: «Обновление советского общества в процессе его демократизации и формирования правового государства в стране требует очищения всех сфер общественной жизни от деформации и искажения общечеловеческих ценностей. Оно создало благоприятные возможности по реабилитации репрессированных в годы советской власти народов, которые подвергались геноциду и клеветническим нападкам.

    Политика произвола и беззакония, практиковавшаяся на государственном уровне по отношению к этим народам, являлась противоправной, оскорбляла достоинство не только репрессированных, но и всех других народов страны. Ее трагические последствия до сих пор сказываются на состоянии межнациональных отношений и создают опасные очаги межнациональных конфликтов.

    Опираясь на международные акты, Декларацию Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», постановления съездов народных депутатов РСФСР, а также действующее законодательство РСФСР и СССР, закрепляющее равноправие советских народов, и стремясь к восстановлению исторической справедливости, Верховный Совет РСФСР провозглашает отмену всех незаконных актов, принятых в отношении репрессированных народов, и принимает настоящий Закон об их реабилитации.

    Статья 1. Реабилитировать все репрессированные народы РСФСР, признав незаконными и преступными репрессивные акты против этих народов.

    Статья 2. Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.

    Статья 3. Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально — государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.

    Реабилитация предусматривает возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований, согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания на территории РСФСР.

    В процессе реабилитации репрессированных народов не должны ущемляться права и законные интересы граждан, проживающих в настоящее время на территориях репрессированных народов.

    Статья 4. Не допускается агитация или пропаганда, проводимые с целью воспрепятствования реабилитации репрессированных народов. Лица, совершающие подобные действия, а равно подстрекающие к ним, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

    Статья 5. Восстановление и изменение национально-государственных образований репрессированных народов осуществляются на основе законодательного регулирования межнациональных отношений.

    Статья 6. Территориальная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление на основе их волеизъявления правовых и организационных мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения.

    Для осуществления территориальной реабилитации в необходимых случаях может устанавливаться переходный период. Решение об установлении переходного периода и восстановлении национально-территориальных границ принимается Верховным Советом РСФСР.

    Статья 7. Политическая реабилитация репрессированных народов, ранее имевших свои незаконно упраздненные национально-государственные образования, предусматривает восстановление этих образований в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.

    Статья 8. Политическая реабилитация репрессированных народов, не имевших своих национально-государственных образований, означает их право на свободное национальное развитие, возвращение в места прежнего проживания на территории РСФСР, обеспечение им равных с другими народами возможностей в осуществлении своих политических прав и свобод, гарантированных действующим законодательством.

    Статья 9. Ущерб, причиненный репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий, подлежит возмещению.

    Порядок возмещения ущерба реабилитированным народам и отдельным гражданам устанавливается законодательными актами Союза ССР, РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

    Возмещение ущерба реабилитированным народам и отдельным гражданам осуществляется поэтапно.

    Статья 10. Социальная реабилитация репрессированных народов означает, что гражданам, подвергшимся репрессиям, время их пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) засчитывается в стаж в тройном размере. В связи с этим предусматривается также увеличение размера пенсий по возрасту за каждый год работы с учетом периодов, предусмотренных Законом РСФСР «О пенсионном обеспечении граждан в РСФСР».

    Статья 11. Культурная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление комплекса мероприятий по восстановлению их духовного наследия и удовлетворению культурных потребностей.

    Это означает также признание за репрессированными народами права на возвращение прежних исторических названий населенным пунктам и местностям, незаконно отторгнутым у них в годы советской власти.

    Статья 12. Все акты союзных, республиканских и местных органов и должностных лиц, принятые в отношении репрессированных народов, за исключением актов, восстанавливающих их права, признаются неконституционными и утрачивают силу.

    Статья 13. Особенности применения настоящего Закона по отношению к репрессированным народам, проживающим и проживавшим на территории Российской Федерации, регулируются отдельными законодательными актами РСФСР, принимаемыми по отношению к каждому репрессированному народу».

    Напомним, проблемы народов, подвергшихся в годы советской власти огульным обвинениям в пособничестве врагам советского государства и депортации с мест их исторического проживания, стали предметом общественного внимания только в годы перестройки. Первым шагом на пути восстановления исторической справедливости в отношении репрессированных народов явилось принятие Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав».

    Следующим этапом стал Закон о реабилитации репрессированных народов. Он, как видно из текста, признавал право репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.

    Случилось это или нет в отношении нашего народа – комментарии излишни. Между тем в судьбе репрессированных тогда, в 90-х годах прошлого века, принимали участие выдающиеся личности России. Приведу фрагмент из воспоминаний заслуженного инженера-механика РСФСР, заместителя председателя Экономического совета при Главе Ингушетии Умалата Льянова об одной памятной встрече с академиком Дмитрием Лихачевым.

    «Это было тяжелое время для страны. СССР был обречен, будущее России, ее народов казалось неопределенным. Многочисленные ранее репрессированные народы хотели избавиться от клейма преступного режима, тем более, даже из уст государственных деятелей нам приходилось слышать, что нас не реабилитировали, а помиловали. Это прозвучало в выступлении председателя Совета Министров РСФСР, кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС Соломенцева в 1973 году, когда он приезжал в ЧИАССР в связи с трехдневным мирным митингом ингушей, которые требовали справедливости – возврата исконных территорий.

    Репрессированные народы хотели не только покаяния государства за содеянное зло в прошлом, но и полной политической реабилитации. Группа ингушских, чеченских и калмыцких депутатов вначале 1991 года внесла этот вопрос на рассмотрение Верховного Совета РСФСР. Однако во втором чтении он был заблокирован по причине того, что страна якобы не располагает достаточными финансами и материальными ресурсами для экономической реабилитации (восстановление урона) репрессированных народов. Это был формальный повод, который сумели использовать противники реабилитации. Но с этим нельзя было смириться. Поэтому было решено направить в Москву группу представителей ингушей и чеченцев во главе с председателем Совета Министров ЧИАССР Сераждином Бековым. Самая многочисленная делегация была из ингушей – 30 человек, у нас была распечатка поименного голосования депутатов, и было известно, кто выступил против принятия закона. Предстояла нелегкая работа – необходимо было привлечь к этому вопросу общественное внимание. Мы организовали встречи со многими государственными, общественными и религиозными деятелями страны. Большинство из них письменно обратились к депутатам Верховного Совета. Среди них – патриарх Московский и всея Руси, глава российских мусульман, космонавты, писатели, общественные деятели. Мы сумели встретиться с большинством депутатов ВС. Многие из них с пониманием отнеслись к нашей проблеме. Но одна встреча мне запомнилась навсегда и оставила большое впечатление.

    Наша группа из ЧИАССР в составе Бекова, Мамилова, Мальсагова, Вахаева и вашего покорного слуги попросила встречи у академика Лихачева – патриарха российской интеллигенции, ученого, гуманиста, высоконравственного человека, известного своей твердой гражданской позицией. Он жил в двухкомнатном номере небольшой гостиницы. Мы долго ждали в фойе. Зная, что в эту ночь Лихачев уезжает в Санкт-Петербург, уже не надеялись на встречу с ним. Он появился в гостинице к 23 часам. Очень доброжелательно встретил нас, провел в номер, заказал горничной чай. Мы уже готовы были извиниться и уйти, зная, что он торопится. Лихачев остановил нас и попросил рассказать о поводе нашего визита. У нас собой были подготовленные 2-3 варианта обращения в Верховный Совет. Внимательно выслушав нас, академик взял за основу один из них, внес свои поправки и подписал его. Я хорошо помню его содержание. Оно завершалось так: «Восстановление поруганной чести и достоинства репрессированных народов – дело чести народных избранников России!» Прежде чем подписать его, он сказал, что делает это с большим удовольствием, так как в неоплатном долгу перед кавказцами. Оказывается, что в Соловках, в лагере, будучи молодым, беззащитным человеком, он оказался под покровительством представителей нашего народа. Они оберегали его от всевозможных угроз и нападок со стороны урок и других воровских элементов.

    Эта встреча состоялась за 3-4 дня до памятного заседания Верховного Совета 26 апреля 1991 года, на котором и был принят закон «О реабилитации репрессированных народов». Отмечу, что открывая заседание, Борис Ельцин первым зачитал обращение Дмитрия Лихачева к депутатам.

    Академик был выдающимся человеком. Наши потомки должны знать, какие духовно богатые, известные личности шли навстречу представителям репрессированных народов, считая своим долгом вернуть им доброе имя, запятнанное сталинским режимом».

    Конечно, было бы неправильным не упомянуть здесь тех, кто пробивал не только исторический Закон, но и с началом перестройки активно отстаивал возвращение ингушам и другим репрессированным народам их честного имени. Это – Бембулат Богатырев, Беслан Костоев, Муса Дарсигов, Ибрагим Костоев, Бексултан Сайнороев, Хамзат Фаргиев и многие другие, кто стоял с ними рядом, и весь народ, который поддерживал своих избранников, а они на него опирались. Пусть простят мне те, чьи имена не упомянул, но я уверен, что ваш подвиг и без высокопарных слов зачтется и на этом свете (в благодарной памяти потомков), и в мире Истины.

    А Закон – он есть, какие бы попытки ни предпринимали те, кто по «сталинской памяти» выступают противниками реабилитации репрессированных народов. Всему свое время.