• Застольный этикет ингушей

    Мы продолжаем публикацию этнографических записей доктора исторических наук Зейнеп Дзараховой. Сегодняшняя тема особенно актуальна в связи с тем, что на дворе месяц Рамадан, предполагающий аскетизм в приеме пищи.

    Приглашение к столу у ингушей звучит аналогично общеизвестным выражениям «отведайте хлеб-соль» (тух-сискалах кхета), «приглашаем на чай» (чудовла, чей маргда вай).

    В каждой семье имелись большие пло­ские деревянные чаши, с чашечкой для острого соуса в центре. Вокруг чашки с чесночным соусом клали галушки и куски мяса. Подавали блюдо на тренож­ном столике.

    Обычная трапеза ингушей состояла из завтрака (маарт) – кукурузный чурек с молоком (шура-сискал) или с сывороткой (морз-сискал). Для тех, кто должен был выполнять физическую работу, готовили хлеб из ячменной муки и пахты, оставшейся после сбивания масла (балаш-шаар).

    Обед (моак) чаще всего состоял из раз­нообразных кисломолочных напитков.

    Ужин (пхер) был самым сытным. Его принимали после заката солнца, обычно — мясо с галушками (дулх-хьалт1ам) или сискал с соусом из топленого масла и тертого творога (сискал-кIодар).

    Гостей встречали богатым угощением, было принято всег­да иметь в запасе продукты, предназначенные для встречи гостей (хьаьша даар). О том, как угощали гостей в 20-е годы прошлого столетия, пишет Н.Ф. Яковлев: «Вносят маленький круглый низкий треногий столик с разложенным на нем угоще­нием и торжественно ставят перед вами. Очевидно, вам предстоит на практике ознакомиться с особенностями ингушской кухни. Хозяин извиняется и просит закусить, пока не поспеет более солидное и почетное, с точки зрения ингуша, кушанье — баранина».

    «Вскоре заносят «угощение: в середине — блюдо с вареной бараниной, тут же в миске жидкая, сильно посоленная подливка из бараньего бульона с луком или чесноком. На втором блюде — вареные, со­вершенно пресные на вкус клецки-хьалт1амаш из кукурузного теста… Госте­приимный хозяин стоит поодаль и приглашает откушать» (Яковлев).

    Ингуши в любой ситуации были очень умеренны в приёме пищи. «Надо вставать из-за стола немного голодным» (шу тlapa к1езига меца волаш хьалг1атта веза) – гласит народная мудрость. Этикет приема пищи (шун эздел) всегда был особо значимым.

    Проявлением этикетного символизма является рассаживание сотрапез­ников за столом в соответствии с возрастом и статусом гостя. Особен­но почетными гостями являются представители других народов, фамилий, родственники снохи и замужней дочери.

    Прежде чем сесть за стол, все уступают друг другу более почетные места. Близкие родственники садятся ближе к дверям. В любом застолье — от рядового до праздничного — обязательно наличие тамады.

    Тамадой у ингушей избирается старший, но с обязательным знанием ингушских застольных традиций и желательно традиций тех лиц (представители других национальностей), которые могли оказаться за сто­лом. Тамада же и открывает процесс трапезы.

    Существует определенная последовательность подачи различных блюд, способы их подачи, этикет приема пищи. Более почетные, престижные куски мяса (голова барана, грудинка и курдюк), как и в старину, предлагают гостям. Их подача на стол освящена особым ореолом торжественности. Во время трапезы при­нято есть сдержанно, немного.

    Застольный этикет предполагает внимание к сотрапезникам. Поддержи­вая беседу за столом, не полагается увлекаться длинными рассказами. Сле­дует отметить, что составной частью застольного этикета ингушей является благоговейно-уважительное отношение к пище. Это благодарственные сло­ва-молитвы, возносимые Всевышнему перед и после приема пищи, обя­зательное произношение религиозных формул при прикосновении к пище.

    Отношение к хлебу, воде и соли было всегда благоговейным. Хлеб со стола положено брать рукой, не отщипывать; прежде чем выпить воду (или другой напиток), каждый предлагает выпить сидящим рядом; перед началом еды принято вкусить щепотку соли. Конец застолья венчают слова тамады.