• Знания – исцеление от всякого проявления радикализма

    144 2

    27 сентября 2015 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, при Покровском храме Ново-Синайского мужского монастыря в городском поселении Сунжа прошли первые занятия в воскресной школе для детей и взрослых, созданной на базе Магасского церковного округа. Подробностями того, как организована работа уникального учебного заведения, в интервью для газеты «Ингушетия» поделился благочинный Магасского церковного округа священник Андрей Миссюра. 

    — Отец Андрей, расскажите, как налажен учебный процесс?

    — По воскресным дням будут проводиться занятия для детей по программам: «Закон Божий», «Храмоведение», «Церковное пение», а также кружок рукоделия. Для этих целей были подготовлены аудитории, оборудованные всем необходимым для эффективного образовательного процесса. Взрослые у нас в субботу занимаются. В шесть часов после полудня заканчивается вечерняя служба. После нее организуется трапеза. И уже после неё начинаются занятия для взрослых. Они слушают лекции по предметам «Основы православной веры (Катехизис)» и «Православное богослужение».

    На нужды школы отведены три аудитории: два класса для маленьких воспитанников и один — для взрослых. На субботних занятиях, то есть когда собираются взрослые, бывает где-то 10-11 человек. Примерно столько же приходит и детей.

    Основу детской группы составляют школьники от первого до шестого класса. Ребята по-старше занимаются вместе со взрослыми.

    На сегодняшний день в школу приезжают дети со всех уголков республики. Есть ребята из Троицкого, Назрани, Магаса. Сейчас обсуждается вопрос возможности посещения наших занятий детьми из войсковой части с. п. Троицкое.

    — Если говорить об учебной программе, используемой методике преподавания религиозных знаний, вы их сами разработали или же взяли за основу уже готовые?

    — Взяли за основу учебную программу, по которой работает воскресно-приходская школа. В Махачкале, столице Дагестана, есть большое учебное заведение подобного профиля. Ориентируемся на их наработки. При этом учитываем и местную специфику. В работу вовлечены педагоги с большим стажем, давно работающие в системе образования. У них есть свое видение, как сделать занятия более увлекательными, закрепить знания эффективнее.

    Составлено расписание занятий. Определено, сколько, какой предмет будет представлен в часах. Ведется журнал посещаемости.

    — Кроме дисциплин, связанных с религиозными знаниями, еще какие-нибудь другие предметы включены в учебную программу школы?

    — Основа — это, безусловно, религиозные дисциплины. Но есть и общеразвивающие. Например, пение. Но и здесь акцент, конечно же, делается на духовном песнопении. Изучаем историю церковной песни, её особенности, роль и место музыки в жизни церкви. Мирским музыкальным произведениям тоже находится место, если они имеют соответствующую нравственную основу. Планируется, что дети на праздники будут петь для прихожан.

    Также есть кружок по прикладному искусству.

    Дети наши вместе со взрослыми участвуют в воскресном богослужении. Затем мы устраиваем для них трапезу, а потом начинаются занятия. У некоторых родителей было пожелание понаблюдать, как проходят занятия у детей. Мы, конечно же, пошли навстречу. Потому как и для детей это комфортнее, да и сами взрослые освежат свои знания, получат новую информацию о религии, которую когда-то недополучили.

    — Вы сами какой-нибудь предмет ведете?

    — Да. Мне поручили вести «Закон Божий». Это Библия, библейская история человека и мира. В библейских текстах заложено объяснение сути христианских религиозных обрядов, смысл церковных богослужений.

    — По вашим наблюдениям, детям интересно? Содержание учебной программы находит у них отклик?

    — Детям очень интересно. Мы стараемся построить обучение на диалоге. Стараемся натолкнуть их на размышления, чтобы они анализировали получаемую информацию. В тесном общении лучше понимаешь, как ребята поняли смысл передаваемых им знаний. Важно связать их с теми примерами из жизни, которые они каждый день наблюдают вокруг себя. Чтобы они лишний раз убеждались, как мудро Создатель сотворил этот мир.

    Даже в рамках работы кружков, когда они что-то лепят или рисуют, стараемся, чтобы дети оценивали этот процесс как некое подобие процесса сотворения мира. Чтобы дети обращали внимание на детали, которые раньше не замечали, и что все вместе составляет совершенство мира.

    — Как прихожане отреагировали на инициативу открытия школы? Понравилась им идея?

    — Да, безусловно. Для большинства из них это редкая возможность восполнить пробелы в своих знаниях о жизни церкви, смысле религиозных обрядов, понимании библейских текстов.

    Идею открытия при Покровской церкви воскресной школы долго вынашивал прежний настоятель храма отец Петр, трагически погибший в начале 90-ых. Он приложил в свое время много усилий, чтобы такая возможность у местных детей и взрослых была.

    Знания — это лучшая профилактика разного рода экстремизма. Нетерпимость людей, в том числе и религиозная, это в первую очередь следствие непонимания людьми смыла божественных истин. Выходя за ограду церкви либо мечети, люди сталкиваются с другими взглядами на жизнь, другим видением мира. Надо учиться эту разность принимать, жить с ней мирно, сосуществовать, любя и уважая друг друга.