• А может, начнём выпускать памятки по этикету?

    nogi

    У вас никогда не возникало желание заиметь небольшой справочник по этикету, чтобы раздавать его на улицах и площадях наших городов и сёл, в общественном транспорте и в школьном кабинете, на свадьбах и мероприятиях, везде, где нарушаются правила хорошего тона, ингушский этикет или общечеловеческие ценности, присущие и понятные каждому человеку.
    Кто, если не мы, старшие, или просто видящие и понимающие, несмотря на возрастные и статусные отличия, скажет, «что такое хорошо и что такое плохо»? Но оговорюсь, с подобного рода корректировками следует быть крайне осторожными, ибо народ мы горячий, и перейти так называемую грань можем с лёгкостью и с той, и с этой стороны. Потому и подумалось – вот бы напечатать памятки: «Этикет общения по телефону», «Этикет в общественном транспорте», «Этикет зятя», «Этикет невесты», «Этикет в театре» и тому подобное. Спросите, зачем? Да просто пришла такая мысль: может, таким образом внедрять нравственность в наше общество?

    nogi

    Да, предисловие конечно большое, если учесть, что меня возмутил, казалось бы, вот такой незначительный, с точки зрения некоторых, но возмутительный, по моему мнению, случай в общественном транспорте, который произошёл в прошедшее воскресенье с моей знакомой.

    — Мы ехали из Троицкого до Назрани, — рассказывает она. — Место мне досталось на заднем сиденье, рядом с молодым человеком, на вид очень милым и симпатичным, лет восемнадцати-девятнадцати. Он сидел, расставив широко ноги, и не сделал ни малейшего движения, чтобы я могла уютно занять принадлежащую мне территорию, хотя разница в возрасте у нас значительная. Протиснувшись с трудом на своё местечко, я всю дорогу пыталась привлечь его внимание к этой ситуации, показывая, что мне неудобно сидеть, переставляя то одну, то вторую ногу, всматриваясь иногда ему в лицо, так как практически сидела с краю. Но, как говорится, ему что в лоб, что по лбу. Хотелось мне сделать замечание, но как-то не решилась, ведь он годится мне в сыновья. Подумалось, а вдруг он по незнанию себя ведёт подобным образом, заслушался «наушнической» музыки, неотъемлемый атрибут сегодняшней молодёжи, увлёкся пейзажем, куда он пристально устремлял взгляд каждый раз, когда я молча пыталась его призвать к культуре «сидения». Так или иначе, доехали. За час не убыло ни с меня, ни с него. А я всё думала, вот скажу ему, когда выйдем из маршрутки. Не смогла. Он сорвался и пошёл быстрыми шагами. Но как же так, всё думала я, ведь надо уважать рядом сидящего, идущего, стоящего. Ведь это простые человеческие правила, уже не говоря об ингушском этикете. Почему люди становятся столь эгоистичными. И ведь сказать нельзя, боишься обидеть, поставить «провинившегося» в неудобное положение или нарваться на грубость.

    Вот мне и подумалось, слушая её: может, всему виной материальный достаток общества? Личный мобильник, личный кабинет, личный транспорт, личное эгопространство? Может, подзабыли этикет человеческих взаимоотношений? А что если этот достаток пустить на памятки по каждому случаю. Накладно, но ведь того стоит, чтобы спасти нравственность. А финансировать эту идею хорошо бы с налогов за нарушение установленных этикетных правил.

    Да, кстати, летом прошлого года полиция Нью-Йорка по инициативе руководства метрополитена начала арестовывать мужчин за широко расставленные ноги в общественном транспорте. Арестованных так и обвиняют «сидение с широко раздвинутыми ногами и проявление неуважения к другим пассажирам». Многие жители Нью-Йорка, а больше всего женщины, довольны созданным прецедентом. Журналисты назвали этот этический закон «победой блогеров». Внимание к «занимающим место ногам» они привлекли своей кампанией в социальных сетях, куда стали выкладывать фотографии людей, нарушающих правила «посадок» в общественном транспорте. Есть над чем подумать.