• Благородство и сила духа

    116 1Прошло 40 лет, как ни стало Заама. Сына Сосланбека и Совг1аз Колоевых. Корни этой фамилии тянутся из селения Кели. Их было в семье шесть сыновей: Заам, Али, Осман, Исхак, Умр, Макшарип и две дочери Хади и Аминат. Отношения в семье складывались с детства уважительные. Принцип старшинства соблюдался строго. Заам родился в 1882 году в Насыр-Корте. С детства воспитывался он на мужественных образах, подражать которым старался всегда. Щедрым и гостеприимным был их дом, и дети вбирали это, как основу и закон жизни.

    Отец Заама — Сосланбек был племянником Цечоевых, проживавших в районе Цеча Ахки. В народе его уважали за честность, готовность быть рядом в беде и в радости. Мать его – Совг1аз была из тейпа Шоанхой. Она была рукодельницей. Умела делать войлочные ковры, ткала сукно, обшивала и одевала всех родных. Никто и никогда не видел, чтобы она сидела без работы.

    Юношеские годы Заама были временем испытаний для него и его сверстников. Заам откликнулся на зов Родины и стал участником Гражданской войны. Воевал он в отряде Хизира Орцханова. «Держитесь, канти! Правое дело с нами!», — поддерживал Хизир время от времени горцев своего отряда.

    Заам мужественно сражался в боях за Владикавказ. С ним в отряде были его однофамильцы — Колоевы, были его племянники — Мухтар Митиевич Джандигов и Хакяш Хадыжкович Арчаков из Насыр-Корта и др. Тот самый Хакяш, который являлся участником русско-японской и русско-германской войн, имел высший офицерский чин.

    Заам дружил с Серго Орджоникидзе, берёг его и вместе с другими укрывал в горах. Правда, ни Заам, ни Хакяш никому не рассказывали о своих делах и друзьях.

    Как-то в одном из боёв был ранен Алексей Гегечкори (участник революционного движения, в этом бою он потерял ногу). Падая с коня, он обронил маузер. Заам подхватил боевого соратника, взял тот самый маузер и уже после того, как состояние здоровья Гегечкори стало улучшаться, он отнёс маузер в госпиталь и отдал хозяину. Гегечкори был благодарен за такой поступок.

    После Гражданской войны Заам вернулся в своё село, в родительский дом. Сыновья уважали родителей и старались со своей стороны радовать их.

    У Заама было две жены. После смерти первой (Маржан Нальгиевой), Заам женился на Гоште из рода Торшхоевых из с. Мочкхи-юрт. Вместе они воспитали 4 сыновей и 5 дочерей. Заам трудился, занимался животноводством, любил коней, лечил их. Хасрат Алиева (Колоева), которая жила в детстве в с. Насыр-Корт, вспоминая его, говорит: «Он был хорошим человеком, был участником разных мероприятий, работал в колхозе, был предприимчивым, был человеком слова. С Заамом все считались».

    Накануне Великой Отечественной войны Зааму было уже под 60 лет. Старший сын Заама – Юсуп ушёл добровольцем на фронт. Блокадный Ленинград, жестокая война остались в его памяти навсегда. В годы войны Заам, будучи в преклонном возрасте, вместе с братьями Али, Османом, Исхаком, Умром и Макшарипом стал активным участником трудовой армии, которая работала в районе Малгобека, Надтеречного и Наурского районов.

    В Казахстане, в депортации, большая семья была разбросана на огромном пространстве. Но их мать Сог1уз сумела собрать всех своих сыновей с семьями в одном хуторе. Это было непросто в те годы. Сог1уз была очень хлебосольной хозяйкой. Их дом был всегда полон гостей. Щедрость и добродетель родительская в полной мере досталась и Зааму. В Кустанайской области в хуторе Шульги Заам работал объездчиком. У него была своя бричка (ходок), на которой утром он выезжал, поздно возвращался домой. С комендатурой он умел договариваться. Умел зарабатывать и кормить большую семью. А детям-то мёд привезёт, то иное лакомство.

    Заам помог получить образование детям: Курейшу, Юсупу, Батыру, Закри. Их дружная многочисленная семья выехала домой на Кавказ вместе.

    Заам имел авторитет. Жители села, его соседи, совершая тот или иной поступок, могли сказать: «А понравится это Зааму?».

    По некоторым эпизодам жизни можно понять характер Заама. Так, после возвращения домой, старший сын Курейш жил и работал в г. Грозном и занимал хорошие должности, был директором специализированных, «крутых» по тем временам, магазинов. Как-то он быстро выбежал из дома навстречу приехавшему к нему отцу, предварительно надев шляпу. Поздоровавшись, выпалил: «Очень жарко».

    «Да-а, — ответил Заам, – без одежды станет прохладней». Тем самым он выразил недовольство тем, что рукав рубашки у Курейша был коротким. Больше никогда Курейш не показывался ни перед отцом, ни перед старшими в рубашке с коротким рукавом.

    Заам был всей своей сутью за национальное воспитание. Он не изобретал новых методов, а щедро применял народную педагогику, которая вобрала в себя дух и достоинство народа, его этикет. Он был конкретным, вспоминают родственники. Если где-то случалось горе или торжественные мероприятия, он собирал всех своих родных. При этом достаточно было, чтобы одному из ближних Колоевых он сказал: «Выезжаем в такое-то время. На сборы 15 минут». И никто не смел ослушаться. Это было братство и организованность. Так было долго, пока жив был Заам. С ним за стол садился только один из его братьев. Он же разрешал садиться с собой за стол из племянников только Руслану, у которого рано умер отец — Умр. Тем самым, Заам проявлял заботу о полусироте, и в то же время многократно увеличивал ответственность Руслана перед старшими за свои дела и поступки.

    «Мы с Заамом иногда выезжали в г. Грозный продавать картошку, — вспоминает племянник Руслан. — Как-то на базаре милиционер опрокинул картошку из-за отсутствия на нее соответствующих документов. Заам, не мешкая, огрел его тяжёлой палкой, которую он всегда носил с собой. В милиции, куда его доставили, он твёрдо сказал: «Я трудился. Он — нет. Какое он имеет право так себя вести?». Заама отпустили.

    О Зааме, его жизни можно много говорить и учить по ней других. Судьба отсчитывает срок каждого из нас. Заам ушёл из жизни в 1974 году. Но в памяти людей Заам остался сильным и благородным, к чему должно стремиться и нынешнее поколение.