• Будущее ингушского кинематографа — в руках преуспевающих молодых режиссёров

    11 26

    2016 год объявлен в России Годом кино. Пришло время на государственном уровне позаботиться о создании фильмов, формирующих общественное мнение и сознание подрастающего поколения, привлечь к развитию кинематографа преуспевающих молодых режиссёров и дать ему новый импульс.Сказать, что эта отрасль успешно развивается в нашей республике, мы, конечно же, не можем, хотя у истоков отечественного киноискусства стояли и представители ингушского народа — талантливые сценаристы и киноведы Берд Котиев и Шамиль Ахушков. Далеко за пределами Ингушетии известны имена режиссёра Суламбека Мамилова, актеров театра и кино Руслана Наурбиева, Тамары Яндиевой, Магомеда Цицкиева и многих других. Но всё же радуют факты, что республика привлекает внимание профессиональных кинематографов, что обозначает перспективы развития этого искусства в Ингушетии. Об этом говорят и фестивали кино, прошедшие впервые в РИ в 2014 году: V Международный фестиваль туристического кино «Свидание с Россией» и первый Международный кинофестиваль «Золотая башня». Кроме того, в республике открыто представительство Союза кинематографистов РФ и Государственного фильмофонда РФ, руководителем которого является Мадина Дзортова, генеральный продюсер Государственного творческого объединения «Зокх».

    В этом материале речь пойдёт о талантливом режиссере, уже успевшем заявить о себе не только в нашей республике, но и далеко за её пределами – Лейле Гагиевой.

    Она с детства любила кино, смотрела много фильмов, а ещё больше читала художественную литературу. В школе любимым предметом была история, по которому она не раз выигрывала республиканские олимпиады. Вообще Лейла очень общительный, открытый и коммуникабельный человек. Она выросла и получила высшее образование в родной Ингушетии. В стенах родного вуза принимала активное участие во всех общественных мероприятиях. Так или иначе, все её черты характера и то, чем она занималась, привели её к тому, кем она является сейчас.

    Желание творчески реализовать себя в кино появилось, когда она, в числе первых, стала работать на только что открывшемся в 2012 году проекте Национального телевидения Ингушетии. Коллектив будущей телерадиокомпании состоял в основном из молодых, энергичных людей, руководимых неимоверным желанием и энтузиазмом поставить Национальное телевидение Ингушетии на один уровень с известными российскими телекомпаниями. Вот здесь и проявились скрытые таланты нашей героини, которая была продюсером общественно-политических программ.

    Вскоре, в 2014 году, без каких-либо связей и поддержки, она заявила о себе смело и решительно научно-популярным фильмом «Со ва». Картина была встречена общественностью Ингушетии и представителями нашего народа по всему миру восторженно. Обсуждение шло не только среди профессионалов, но и в социальных сетях, среди всех, кто интересуется киноискусством, историческим прошлым своего народа и историей в целом. «Нам не нужно придумывать героев, их надо просто показывать так, как это сделала Лейла! Молодец! Спасибо!» — писали ей благодарные зрители.

    Первое признание — Специальный приз Русского географического общества — фильм «Со ва» получил на V Международном фестивале туристического кино «Свидание с Россией», который проходил в нашей республике осенью 2014 года. А затем на первом Международном кинофестивале «Золотая башня» фильм стал победителем в номинации «За лучший ингушский документальный фильм». Кроме того, он получил приз кинофестиваля «Волоколамский рубеж», а летом 2015 года представил Россию на показе российского кино в рамках кинофестиваля «Fiesto di viagio» во Флоренции, где был признан одним из самых интересных с точки зрения антропологии.

    — Об истории средневекового военачальника Телара Гагиева я узнала от Джабраила Чахкиева, заместителя руководителя Архивной службы Ингушетии, который проводил научные исследования знаменитого захоронения в 1987 году, обнаруженного близ горного башенного комплекса Верхний Алкун при проведении дорожных работ, — рассказывает Лейла. — Эта история просто сразила меня своей глубиной и достоверностью, и тогда ко мне пришла идея создания документального научно-популярного фильма. Изначально я обозначила для себя, что раскрывать тему буду, анализируя и привязывая каждую деталь захоронения по факту к истории, с привлечением учёных. Таким образом, мы воссоздали не только обстоятельства жизни и смерти воина, но и попутно коснулись общественно-политической ситуации на Северном Кавказе в XIV-XV веках. Это и период заката эпохи Золотой Орды, нашествие Тимура Хромого, времена культурного и политического взаимодействия Ингушетии и Грузии. Поэтому не удивительно, что в фильме приняли участие археологи, историки и искусствоведы Ингушетии, Краснодарского края и Грузии. Наша история – это непочатый край, просто кладезь нескончаемых сюжетов для научно-популярных и познавательных фильмов.

    Через год успех целеустремленного начинающего режиссёра был представлен фильмом, потрясшим своей откровенностью, смелостью и исторической новизной. Материал для нового фильма «Дадаков. В забытый город по следам Михаила Тверского» Лейла начала собирать ещё во время работы над предыдущим проектом «Со ва». Новый документальный фильм повествовал о средневековом аланском городе Дадакове (или Дядякове), известном в исторических хрониках, исчезнувшем в годы татаро-монгольского нашествия. «Автор фильма показала, что она очень смелый человек, взявшись за такую пока весьма спорную и достаточно скандальную в плоскости межнациональных отношений для региона тему, — пишет на своем сайте блогер под именем Aslan-kuazo. — На аланский Дадаков, как известно, претендуют несколько народов Северного Кавказа, хотя его точное местоположение и этническая принадлежность исторической наукой ещё не доказаны и пока только существуют версии с «наиболее предпочтительными» вариантами с точки зрения каждого претендента. Работу Лейлы Гагиевой можно отнести к «ингушской версии» данной проблематики. Но тем она и интересна, и интригующа». И с этим нельзя не согласиться. В фильме также поднята тема гибели русского князя Михаила Тверского — одной из самых важных вех в истории Тверского княжества, и раскрыты новые факты, связанные с этим событием.

    — Мы презентовали фильм в Твери, — говорит Лейла, — и довольно-таки успешно. Представители науки, педагогические и студенческие коллективы, представители правительства Тверской области, общественности и СМИ собрались в стенах Тверской государственной сельскохозяйственной академии, где проходила премьера. Большую поддержку оказала ингушская диаспора города Твери. Мест в зале не хватало, — признаётся она, — люди практически стояли во время сеанса.

    Уже после просмотра фильма руководство тверского вуза решило, что будущим историкам и культурологам стоит своими глазами увидеть места, описываемые в фильме, и посетить Ингушетию. Перед премьерой фильма «Серебряному дождю» в Твери организатор показа Роман Гурский говорил: «Ни в одной научной работе, посвященной убийству Михаила Тверского, точного ответа на вопрос, где конкретно произошло это убийство, нет. Документальный фильм-исследование Лейлы Гагиевой впервые дает ответ на этот вопрос. Определение места убийства князя – это важный момент не только в истории Тверского края, но и в истории Северного Кавказа».

    Сегодня у Лейлы своя студия документальных фильмов, где она работает над новыми проектами. Она отрабатывает профессиональное мастерство на площадке, погружаясь в мир «киношный» изнутри, радуя результатами свою зрительскую аудиторию. И, по-моему, получается у неё это неплохо. «Я живу в прекрасное время, когда молодежь воплощает все те мечты, что не довелось моему поколению и тем, кто старше! – пишет её поклонница. — Ингушский фильм показывали в ингушском кинотеатре! И это поистине событие для меня! Гордимся тобой, Лейла!»

    В завершение материала хочется дополнить, что в Ингушетии в скором времени увековечат память о князе Михаиле Тверском: в Магасе установят памятник, а в Средних Ачалуках, где стоит камень на месте гибели князя, откроют туристический маршрут.

    Гордимся тобой, Лейла, и ждём новых проектов!