• Будущее в прошлом

    будущее в прошлом

    Уровень развития общества определяется по отношению к старикам и детям. Это – несомненно. О каком будущем может идти речь, если нечего взять из прошлого? Ведь творцами истории народа являются люди, личности. В этом материале я затрону несколько болезненную для нас тему, поэтому сразу хочу оговориться – речь пойдет не о брошенных, забытых стариках. У нас таковых в принципе нет, надеюсь, их никогда и не будет. Просто есть пожилые люди, которые в силу каких-то жизненных обстоятельств оказались одни. Причины тут разные. Некоторые не имеют детей, другие потеряли их, третьи на старости лет вынуждены были покинуть места традиционного и прежнего проживания в Пригородном районе и Чечне, в связи с военными действиями, четвертые (их единицы) живут обособленно, чего уж тут скрывать, в силу своего тяжелого характера. Конечно, считать их одинокими нельзя хотя бы потому, что их посещают соседи, родственники, представители гуманитарных организаций и социальные работники. О работе последних мы и говорили с директором республиканского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Хавой Горчхановой.

    Хава Багаудиновна сама вынуждена была покинуть Грозный в связи с военными действиями в Чеченской Республике в 90-х годах прошлого века и начинать, как говорится, практически с нуля. Она открыла пиццерию и довольно успешно продвигала свой бизнес, когда ей предложили должность заместителя генерального директора универсального крытого рынка в Назрани, в народе больше известного, как «фабричный».

    SAM_4032— Взяли меня с двухмесячным испытательным сроком, но через две недели утвердили в этой должности, — рассказывает Хава Горчханова. — Такой уж я по жизни человек, когда берусь за что-то, подхожу со всей ответственностью. Нельзя относиться прохладно к своей работе, меня так учили. Начав практически с нуля, мы создали на рынке более 2,5 тысячи легальных рабочих мест, а это – доходы в бюджет республики, обеспечение семей, ведь за каждым хозяином торговой точки стоят мать, отец, братья, сестры, дети. А если он еще и нанимает продавца – дополнительное рабочее место. Я это и продвигала, находясь в постоянном контакте с людьми.

    — Работать на рынке – это труд, хотя некоторым может показаться, что в этом нет ничего сложного, стоит человек и торгует, — отметила моя собеседница. — Вдвойне сложнее было женщинам, когда они вечером убирали свой товар в железные ящики, утром доставали, гладили, развешивали. Я предложила им лучший вариант – применять рольставни. Закрываешь свой торговый павильон после рабочего дня, ничего убирать не надо и утром вывешивать обратно тоже. Совместно решали и другие проблемы, чтобы люди торговали в более комфортных условиях. Не все, конечно, удалось, но выкладывалась я на все 100%, и люди, что очень приятно, это ценили. Когда сейчас прихожу на рынок, встречают меня очень доброжелательно, все-таки 13 с половиной лет отдала этому делу.

    Организаторские способности Хавы Горчхановой заметили и оценили республиканские власти. Ее назначили заместителем начальника управления ЖХК Ингушетии. Когда организацию упразднили, включив в Минстрой, она осталась без работы, но только на месяц.

    — Мне предлагали работу в министерстве, но я отказалась – в подробности вдаваться не буду. Где-то месяц я оставалась не у дел, скажем так, а потом с новым назначением на должность директора центра социального обслуживания меня поздравил лично Глава республики Юнус-Бек Баматгиреевич Евкуров, что было приятно, и, естественно, поставил ряд задач. К работе я приступила 1 апреля 2014 года.

    Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов – подведомственное учреждение Министерства труда, занятости и социального развития. Хава Горчханова отметила, что ей легко работается с таким опытным руководителем, как Багауддин Маршани.

    — Надо признаться, что когда впервые пришла на новое рабочее место, восторга я точно не испытала, — улыбается моя собеседница. — Здание и территория были не в лучшем состоянии, подъездной дороги практически не было, приходилось месить грязь. Правда, начала я не с территории, дороги и здания. В первую очередь, как мне и поручил министр, побывала у каждого нашего подопечного, а обслуживали мы тогда 360 человек, которые проживают в Малгобеке и Малгобекском районе, Сунже, Назрани и Назрановском районе. Сама на месте проверила, в каких условиях они живут, довольны ли тем, как их обслуживают социальные работники центра. Озадачила своих подчиненных, а затем уже взялась и за сам центр. Поскольку здесь рядом идут стройки, много было строительного мусора, мы его вывезли весь, и в этом мне очень помог мэр Назрани Алихан Тумгоев, который предоставил транспорт. Затем отремонтировали подъездную дорогу, положили асфальт, установили бордюры, провели озеленительные работы, отремонтировали здание и закупили мебель. Конечно, было это сделано не сразу, а поэтапно. На эти цели средства выделило уже руководство Министерства труда. Всю эту работу необходимо было провести хотя бы потому, что мы в мае открываем здесь дневное отделение. Что это значит? По поручению Главы Ингушетии мы проверяем, в каких условиях живут пожилые люди. Если, например, человеку надо заменить окна или отремонтировать дом, пока строители будут этим заниматься, старика мы привозим сюда и обустраиваем. Для этого созданы все условия, просторные комнаты, душевые кабины, большой холл с мягкой мебелью, четырехразовое питание. Я хочу, чтобы наши старшие, много повидавшие и испытавшие на своем веку, пребывали здесь в комфортных условиях. Они этого заслужили.

    Как сообщила Хава Горчханова, в штате центра состоит 121 человек, из них 91 – социальные работники, которые непосредственно обслуживают подопечных в населенных пунктах.

    — Сегодня мы обслуживаем уже 425 человек, каждого из них соцработник посещает два раза в неделю. По нормативу на каждого соцработника должно приходиться 4 подопечных, у нас эта цифра выше – 6-8 человек. Я, конечно, понимаю, что перегружаю своих сотрудников, но увеличить штат не могу. Благо, они относятся с пониманием к этому. Нам два раза в год выделяются средства правительством Ингушетии для оказания помощи старикам, это 1 млн 86 тысяч и 1 млн 60 тысяч рублей. Как они распределяются – все отражено на нашем сайте. То есть работа прозрачная. Кроме того, мы готовим социальные пакеты от 15 до 20 кг, содержимое которых я сама лично проверяю. Нельзя, чтобы нашим старикам доставлялись просроченные продукты. Порядочный человек, мусульманин, не может преподносить то, что не поставит на стол у себя дома, — отметила директор центра социального обслуживания.

    Хава Горчханова напомнила, что в стране сейчас практикуется оказание платных услуг пожилым людям.

    — Мы не хотим этого делать. Бесплатно мы должны оказывать помощь в доставке продуктов, сопровождении подопечных в больницу, покупке лекарств, оплате коммунальных платежей и т. д. Например, побелка в доме, глажка одежды, стирка и другие виды услуг – платные. Но как тут скажешь бабушке, что она за это должна платить?! Я лично считаю, что работники центра работают с полной отдачей, и спасибо им за то, что они всегда желанные гости в домах своих подопечных.

    По словам директора центра, они сотрудничают с благотворительными фондами «Мял», «Тешам», «Солидарность» и другими.

    — Каждая из этих организаций оказывает ту или иную помощь нуждающимся, и здесь, как указал нам Глава Ингушетии, главное распределить обязанности. Кто-то помогает продуктами, другой – одеждой, третий фонд помогает решать бытовые вопросы. Сейчас у меня задача такая – сотрудничество с учебными заведениями республики, чтобы привлечь волонтеров к этому благородному делу. Кроме того, чтобы совсем не зависеть от средств из бюджета, я решила в центре, на базе нашей столовой, готовить мясные полуфабрикаты. Мы можем снабжать ими магазины, а также предоставлять их нашим подопечным бесплатно. Отмечу, что это не бизнес в общепринятом понимании, на вырученные от продажи средства мы будем оказывать помощь инвалидам, социально незащищенной категории населения. Опять же, вся эта деятельность будет отражена на нашем сайте.

    Хава Горчханова также сообщила, что сотрудники центра готовят пакет документов и сопровождают пожилых людей, если они хотят отдохнуть, в том же доме ветеранов в сельском поселении Сурхахи.

    Энергии директора центра социального обслуживания пожилых людей и инвалидов можно позавидовать. Впрочем, наверное, именно такой человек и должен занимать эту должность. Ведь от мобильности руководителя, его умения вникать в вопросы обслуживания такой категории людей, даже дотошности в решении проблем, зависит здоровье и отношение пожилых людей к прожитой ими жизни. Им многого не надо, только внимание и поддержка.

    — Сегодня, я могу сказать это с уверенностью, социально незащищенной категории населения, людям с ограниченными возможностями со стороны руководства республики уделяется большое внимание, соответственно и наш центр тоже вовлечен в этот благодарный процесс, — подчеркнула Хава Горчханова.