• Еще одно имя в списке героев Великой Отечественной войны

    20 24

    В начале февраля текущего года председатель правительства Ингушетии подписал распоряжение о создании рабочей группы, которая будет заниматься выявлением уроженцев республики, призванных на военную службу в Рабоче-крестьянскую Красную армию, погибших в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

    Напомним, что в рабочую группу, возглавляемую вице-премьером Мадиной Гойговой, включены руководители профильных министерств и ведомств, главы администраций муниципальных образований, военный комиссар Ингушетии, представители общественных организаций, ученые, историки, архивисты.

    Информацию об этой инициативе распространили ведущие республиканские СМИ, интернет-ресурсы, и результат не заставил себя ждать. К акции подключились не только жители республики, но и потомки тех, кто менял фамилии и имена, чтобы оставаться на фронте с боевыми товарищами до Победы, и волею случая (так сложилась судьба) не вернувшихся на малую родину, после того как наш народ возвратился из 13-летней ссылки.

    Любовь Хасановна Короткова живет в Новосибирске. Когда мы созвонились по телефону, она искренне сказала: «Я по мужу Короткова, но всегда считала себя Цуровой. Мой отец был очень добрый, мужественный человек, я бережно храню его награды и военный билет».

    Так уж случилось, что Хасан Андаркоевич Цуров, уроженец селения Эзми (ныне Джейрахский район Ингушетии), 1917 года рождения, стал Василием Андреевичем не по своей воле, а из-за того, что наш народ в 1944 году депортировали по надуманному обвинению. В 1938 году он был зачислен курсантом 1661 кавалерийского полка в городе Орджоникидзе. Через два года его призвали на службу в пограничный отряд легендарного Бреста, где он и прослужил до начала войны старшиной заставы. С начала Великой Отечественной он уже на фронте, в 1240 истребительном противотанковом артиллерийском полку.

    При отступлении наших войск Хасан Андаркоевич был тяжело ранен, но его подобрали медики, поставили на ноги, и в дальнейшем он уже воевал в составе отдельного партизанского полка имени 24-й годовщины РККА.

    Справка: Полк имени 24-й годовщины РККА был создан в начале февраля 1942 года из разрозненных групп партизанских отрядов и групп, действовавших в северной части Ельнинского района (Смоленская область) и прилегающих к нему сельсоветах Дорогобужского, Всходского и Спас-Деменского районов. Командовал им Ф. Гнездилин, комиссар – Г. Амиров. Полк насчитывал свыше 2 тысяч бойцов, состоял из трех батальонов. Кроме стрелкового оружия, имел 2 дивизиона артиллерии, 3 танка Т-26, 8 танкеток, 6 автомашин. Проводил крупные боевые операции по расширению и защите партизанского края и диверсии на коммуникациях врага. В последующем вошел в состав 2-й партизанской дивизии, созданной штабом 1-го гвардейского кавалерийского корпуса П. Белова.

    «Папа часто мне, а потом и моим детям, рассказывал, как он воевал. Но при этом он никогда не говорил: «я проявил героизм». Всегда подчеркивал — «мы». Скромность — это была одна из черт его характера», — отметила Любовь Хасановна, которая вспоминает, как отец познакомил ее с однополчанами, в числе которых были Амиров, Кавлис, Легчилин и другие. А внучку Дину Хасан Андаркоевич однажды 9 мая, в День Победы, повез в Москву, и там она также общалась с его боевыми товарищами. Три раза ветеран принимал участие в слете партизан, в местах, где бойцы полка имени 24-й годовщины РККА ожесточенно сражались с фашистами.

    «Папа был разведчиком в партизанском отряде. О его храбрости и выдержке мне много рассказывали его однополчане, отмечая, что он являлся для них примером. Самым лучшим подтверждением этому служат боевые награды: два ордена Отечественной войны, орден Красной Звезды, медали за победу над Германией и Японией. Для отца война не закончилась, после разгрома фашистов его перебросили в составе 73 кавалерийского полка на борьбу с милитаристской Японией. В октябре 1945 года он был уволен в запас», — рассказала Любовь Цурова.

    На малой родине героя, увы, не ждали ни слава, ни почет, ни даже сострадание. В Орджоникидзе (Владикавказе) ему настоятельно рекомендовали поехать вслед за своим высланным народом в Казахстан. В Акмолинской области жил его боевой товарищ, там Хасан Андаркоевич устроился на работу и познакомился с Устиньей Сергеевной, эвакуированной из Ленинграда. Вскоре они поженились.

    Как отметила в телефонном разговоре дочь ветерана Любовь Цурова, в Восточном Казахстане отца очень уважали, когда он умер, в апреле 1995 года, не дожив несколько недель до 50-летия Победы в ВОВ, практически все жители села Веселовка Глубоковского района вышли отдать дань памяти герою.

    Летом текущего года дочь Хасана Андаркоевича намерена посетить Ингушетию, привезти копии документов, выписки из Книги памяти Спас-Деменского музея боевой славы, где рассказывается о подвигах нашего соотечественника. Надеемся, что так и будет, и мы в газете «Ингушетия» более подробно расскажем об очередном мужественном защитнике Отечества из числа ингушей.

    Отметим, что перед рабочей группой, созданной распоряжением председателя правительства, поставлена задача: сохранить каждое имя, собрать все фотографии и сделать нашу Книгу памяти. На одной из ее страниц будут и фотографии Хасана Андаркоевича Цурова, которые бережно хранит его дочь Любовь в Новосибирске, а также родственники, уже здесь – в Ингушетии.