• Любил свой край! Любил Кавказ!

    казбек

    Очень люблю картины Гази-Магомеда Даурбекова. Ценю огромный вклад, внесённый им в этнографию и искусство ингушей. Эту заметку я пишу об одной его работе, которая стала широко известной в стране.

    казбек

    К юбилейным датам художника я писала в прошлые годы статьи, в том числе очерк «Мгновенье, остановившее эпоху». 24 марта мы вновь отметили день его рождения. Родился Гази-Магомед в 1904 г. в дружной семье Албаста и Залейхан Даурбековых в селении Барсуки. Учился он в исламской школе, позже – в светской в с. Крепость, окончил полный курс гимназии во Владикавказе. Природный талант юноши стал проявляться с раннего возраста. Его работы всё больше и больше вызывали к себе внимание. Революции, война, разруха первых десятилетий ХХ века находили отражение в его творчестве. Одновременно Гази-Магомед делал зарисовки ингушского быта, взаимоотношений и культуры.

    В 1924 году Г.-М. А. Даурбеков поступил в Пролетарский институт изобразительных искусств в Ленинграде. Гази-Магомед находился в постоянном поиске. Двадцатилетний юноша-студент, оказавшись в северной столице, внимательно изучал всё происходящее вокруг него. Город привлекал своей красотой, богатством и творческими возможностями. Был восторг от новизны, от города с его старинными зданиями, но Кавказ, его родная Ингушетия тянули к себе. Результатом его страсти и тоски по Кавказу стала картина, на которой изображён баьре (всадник) на фоне гор. Писал он горы по памяти. Находясь вдали от родины, с горами Гази-Магомед ассоциировал весь Кавказ, а с вдохновенным джигитом, с надвинутой на лоб шапкой, скачущим во весь опор, – Ингушетию. В произведение было вложено скромное желание творца – объять свою родину. В 1930 году профессиональный художник-живописец Г.-М. Даурбеков возвращается в свою обитель – во Владикавказ, и всю свою дальнейшую жизнь посвящает искусству.

    Современник Гази-Магомеда Даурбекова, историк Мурад Базоркин, помнил эту картину и позже с удовольствием узнал её на пачке папирос, ставших к тому времени известными – «Казбек».

    В стенах Ингушского краеведческого музея во Владикавказе часто собиралась ингушская интеллигенция. В его подвальном помещении находилась первая мастерская художника Г.-М. Даурбекова – его излюбленное место творчества. Гази-Магомед был многогранным. Его можно было встретить везде: в числе актёров Ингушского драматического театра, в группе археолого-этнографической экспедиции в горах, в Научно-исследовательском институте, Ингушском музее краеведения. Он вдохновенно рисовал, прекрасно играл на разных музыкальных инструментах, а на одном из конкурсов в Ростове-на-Дону покорил зрителей и друзей поразительной игрой на гармошке.

    «Его было много», — говорят о его масштабе и таланте современники. Дошлуко Мальсагов, Идрис Базоркин считали Гази-Магомеда Даурбекова великим художником. «Многие ковры – истинги – в сёлах были зарисованы им», — вспоминает племянница З. Даурбекова. Он просто был необъятным в своих дарованиях и творчестве. Он писал работы и отпускал их в жизнь. И к дальнейшей судьбе работы уже не возвращался.

    Так и эта картина. «Казбек» курили высокопоставленные чиновники, курили актёры и художники, герои и представители интеллигенции. Особую популярность эти папиросы имели в военные годы, когда автор Г.-М. Даурбеков вместе с народом находился в депортации – в Казахстане. Естественно, никто бы не стал приписывать депортированному художнику его авторство. Это факт. Да и популяризацией его художественной деятельности тоже никто не занимался. А между тем родные и друзья, старики и представители ингушской интеллигенции, знакомые рассказывали друг другу о картине Гази-Магомеда Даурбекова, которую называли уже просто по названию пачки папирос «Казбек».

    Картина жила своей жизнью. О ней часто говорили. Ее автора, Гази-Магомеда Даурбекова, упоминает и Джан Пьеро Пиретто, известный итальянский славист, в книге «Частная жизнь советских предметов. 25 историй другого мира».

    Даурбеков Гази-Магомед был человеком удивительно добрым, благородным. Он любил людей. Любил свой край. Любил Кавказ! Яркий талант художника остался запечатлённым в истории и памяти людей. Творил он необыкновенно! И подтверждение тому – «Казбек».