• Национальная специфика юмора

    юмор

    Чувство юмора всегда было свойственно нашему народу. Если бы и не было такого праздника, как день смеха, то мы его обязательно бы придумали. Мы удивительно юмористичный народ, готовый искренне посмеяться над собой, человеческими слабостями, чтобы просто создать хорошее настроение, развеселить окружающих или выйти из неловкой ситуации.
    Но комическое имеет свою национальную специфику, и то, что смешно ингушу, не обязательно должно вызывать такое же отношение у представителя другой национальности. «В чувстве юмора очень сильно влияние национального характера, — пишет один из современных философов Д. Средний, — именно комическое труднее всего передать постороннему человеку, в то время как соотечественнику достаточно лишь малейшего намека, чтобы сработала ассоциация.

    В этом смысле, комическое ярче всего показывает национальный характер, потому что основывается на глубоких народных представлениях, на народном юморе, который складывался веками и включает в себя определенные стереотипы в языке, в обычаях, в идиоматических конструкциях и ассоциативных связях».

    К примеру, вот как это показывает в своей книге «Воспоминания об отце» Аза Базоркина: «На бурном Кавказе, среди непонятных ингушей, Ирине становилось всё труднее и труднее. Она искренне хотела стать «своей». Но Ирина не понимала наших шуток, воспринимала их буквально, иногда они ей казались оскорбительными, и она давала на них серьёзную реакцию. Наступала неловкость, но её всегда шутливо сглаживал папа. А некоторые шутки её вводили в болезнь. Очень скоро это заметили родственники, и кто-нибудь из них обязательно хотел увидеть, как она изменяется в лице при такой вот «заезженной» у ингушей шутке, вроде: «Ирина стара уже. Мы Идрису молодую жену возьмём, пусть детей рожает». С этого момента эта женщина становилась её врагом на всю жизнь. И никакие улыбки, никакие добрые дела в дальнейшем этой вражды не стирали. Ирина помнила и не прощала…»

    Вообще, высмеивание пороков является излюбленной темой ингушского народа. В ингушском обществе к сказанному опрометчиво слову, к прямому замечанию, к обнажению лжи или выяснению ситуаций всегда относились весьма осторожно. Народ мы, известно, горячий. Поэтому и прибегали люди к юмору, и через афоризмы, поговорки или присказки использовали последний для выражения своего или общественного мнения.

    Это было вполне допустимо и приемлемо. «Смех – чрезвычайно доходчивая, заразительная и острая форма эмоциональной критики», — писал философ Юрий Борев. Обижаться на юмор у ингушей считалось всегда крайне недостойным, а человек, лишенный чувства юмора, – комичным, и, как следствие, он подпадал под остриё общественных шуток.

    К юмору, по народным представлениям, следует относиться с выдержанным спокойствием или просто игнорировать остряка, не замечать его, коль шутки стали неприятными. Хотя переходить тонкую грань юмора также считалось непозволительным. Но вот та самая грань и имеет ярко выраженную национальную окраску. Юмор как бы вплетён в этикет, в менталитет народа, и человеку, не знакомому с нашими традициями, или тому же ингушу, жившему вдали от ингушского общества, понять национальную специфику юмора и, как часто бывает, принять его – весьма и весьма сложно.

    Но смешное и исторически изменчиво, и то, что комично было вчера, не обязательно сегодня должно выглядеть смешным, оно может иметь и совершенно противоположное воздействие. И интернационально, в силу общности социальных законов человечества, есть явления, которые одинаково высмеивают все народы.

    Итак, народность смешного, конечно же, в характере его осмысления, на котором непосредственно ощутим национальный эстетический опыт. Ингуши имеют талант улавливать, концентрировать и заострять противоречия действительности и выдавать его умело в наглядном и ощутимом комизме. Но будь это тонкий, едва уловимый юмор, или народный смех, или даже разящая и изобличающая сатира, в сознании ингушского народа сидит закоренелое и нерушимое правило: «На шутки обижаться, значит показать свою слабость». Это лишь умаляет человеческое достоинство, ничуть его не утверждая.

    При любом раскладе, смех – есть выражение радости жизни, хорошего самочувствия и удовлетворения, восполняющий нашу повседневную обыденность и односторонность.

    Об ингушах, о присущем им чувстве юмора замечательно сказал Мориц фон Энгельгардт – немецкий путешественник конца XVIII в. на Кавказе: «…Их радость всегда была громкой, шутки и смех поддерживали их бодрыми до поздней ночи. Вообще, жизнерадостность ингушей является самой примечательной чертой характера…»