• Не жалуйтесь на судьбу

    00000001

    Сколько сегодня вокруг нас таких судеб: живёт, казалось бы, неплохо, есть крыша над головой, муж, работа, дети. А им всё тягостно на душе, что-то там их не устраивает, чем-то всегда недовольны. Прослушав истории депортированных в очередную годовщину, я, ещё находясь под впечатлением того периода, к этим «жалобам» отнеслась крайне негативно, хотя порой и сама, как и многие, допускаю подобные мысли, оказавшись в какой-либо трудной ситуации.

    А если подумать, сколько раз они лишались крова, всего нажитого, сколько повидали на своём веку, сколько пережили и выстояли. А ведь и духом сильны, не сломались под ударами судьбы, выстояли, вынянчили нас и поставили на ноги. А мы всё же смеем ещё жаловаться на жизнь.

    Вспомнились мне тут и слова одной моей соседки, которая рано осталась без матери и прожила эту жизнь в постоянной душевной тоске по её теплу, по её заботе, которую ей так и не удалось познать. Вместе с семьёй она бежала из Чечни, когда там начались военные действия. Снимала квартиру, торговала на рынке и на заработанные деньги пыталась прокормить семью, дать образование детям, быть всегда ухоженной, жизнерадостной и приветливой. Меня всегда восхищала стойкость её духа, её доброжелательность и открытость, понимая, как тяжело ей даётся всё это. И вот, как-то на мой вопрос: «Как тебе удаётся оставаться такой, при твоих проблемах?», она поведала мне свою историю.

    — Я была очень некрасивым ребёнком, — рассказала она. — Мама умерла рано, и у меня остались лишь смутные воспоминания о ней. Отец был человеком суровым, заботился обо мне, но материнской любви и тепла мне никто не мог дать, и мне всегда не хватало этого, даже сегодня в пожилом возрасте хочется прильнуть к её плечу. К тому же с моей внешностью — худощавая, с синими глазами, с абсолютно непривлекательными чертами — я никак не могла найти себе друзей, подруг.

    Я не была обласкана вниманием окружающих, да и сама как-то сторонилась людей. Вот так прошли годы. Я выросла. В 20 лет меня выдали замуж за мужчину, который был гораздо старше меня. Он был круглым сиротой, но у нас была своя жилплощадь в общежитии, что доставляло мне огромную радость. Однако жизнь гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Вскоре появились один за другим трое детей. Муж мой работал на заводе, зарабатывал неплохо, но почти всю зарплату пропивал. Это меня лишало всех радостей и к тому же держало в постоянной нищете.

    Родственников у него не было, чтобы как-то приструнить, а друзья были такие же выпивохи. К своим же родственникам ни за помощью, ни за поддержкой я не обращалась, не хотела даже говорить им о своих проблемах, не жаловалась, к тому же жили они от меня довольно далеко. Идти не к кому, бежать некуда, пригреть некому…

    А вокруг, казалось мне, столько счастливых людей, и почему все испытания достаются именно мне…

    С такими тяжёлыми мыслями как-то пришла я к соседке за молоком. Это была очень пожилая, добрая женщина. Жила она одна и держала небольшое хозяйство. Вся погруженная в свои мысли, я забыла с ней поздороваться, взяла у неё банку с молоком и медленно повернула обратно. Тут она окликнула меня, позвала и, поняв, что со мной что-то неладное, крепко обняла. Я неожиданно зарыдала и выплакала ей всю свою боль, все свои проблемы, чего не делала до сих пор. Она была женщина мудрая, выслушала меня, обласкала и сказала:

    — Наша жизнь вся соткана из сложностей, да плюс ещё и каждый человек удручает своё состояние постоянными думами и вопросами: почему, да за что. Просто запомни одно правило: никогда не смотри на тех, кому живётся лучше, чем тебе. Смотри на тех, кому ещё хуже, кто прошёл через испытания и выдержал их, смотри на тех, кто неизлечимо болен, но продолжает радовать присутствием духа окружающих. Вот тогда ты будешь ценить своё, тебе легче будет идти по жизни, а ты сама не заметишь, как выберешься из сложной ситуации, как устроишься с Божьей помощью.

    Она рассказала мне, что муж у нее умер давно, а единственный сын, так и не успев обзавестись семьей, погиб в автокатастрофе. И вот теперь она живёт одна, и хозяйство держит так, для души, чтоб люди к ней ходили за молочком. «Всё же как-то одиночество моё разделяют», — сказала она.

    Наверное, сам Всевышний послал её мне. Незабываемое чувство охватило меня: запах детства, когда в знойное лето вдруг набежавший дождь крупными каплями охлаждает воздух и переполняет тебя ощущением жизни. С той самой минуты я стала верить в себя, стала ценить свою жизнь: каждый день, присутствие, пусть и иногда, трезвого мужа, небольшую сумму денег, что доставалась мне, и которую я умудрялась использовать везде, здоровье своих детей. Я всё чаще стала ловить себя на мысли, что у меня всё хорошо и что всё у нас сладится.

    Не могу сказать, что это было чувство счастья, которое ассоциируется обычно с чем-то бурным, радостным. Это что-то иное, скорее, спокойное ощущение внутренней гармонии, понимание того, что нет ничего вечного. Я перестала прятать голову в песок, стала чаще навещать родственников, поняла, что не одна на белом свете. И люди повернулись ко мне. Вскоре подросли и дети. Сегодня я радуюсь, живя в этом вагончике, что есть крыша своя, есть точка на рынке. Иду по жизни, не задумываясь над вопросом «почему?». Некогда, надо семью кормить и с людьми жить, на похороны, свадьбы ходить, – сказала она, глядя на меня своими весёлыми, но полными забот глазами.

    Сегодня она имеет свой собственный дом. Дети уже давно выросли: дочки вышли замуж, сын женился, внуки бегают вокруг, радуя её своими маленькими шажками, первыми словами и первыми «пятёрками». Но она продолжает работать, потому что может и хочет быть в строю.

    Я часто рассказываю эту историю тем, кто жалуется на жизнь, да и сама стараюсь её не забывать. Ведь на земле нет ничего постоянного, жизнь — как игра, на каждом уровне свои сложности и свои радости. Порой мы сами усложняем её, нанизывая свои тягостные мысли на нить, как бусы, и таская их за собой. А надо просто отпустить, не дать им помыкать собой, находить позитив во всем и смотреть на тех, кому хуже, чем тебе.