• Поддерживать братские отношения

    169 16

    Осетинка Алана приняла ислам в 15 лет и сегодня у нее много хороших знакомых среди ингушей, с которыми она поддерживает дружеские отношения. Ей уже 21 год. Алана, жительница города Беслан, признается, что, периодически посещая Ингушетию, чувствует себя на ее территории так же комфортно, как и в родной республике. 

    «Мне бывает очень приятно посещать Ингушетию, часто с мужем бываем здесь по делам. Среди ингушей у меня много друзей», — говорит Алана. Друзьями среди осетинских мусульман обзавелся и известный ингушский религиозный и общественный деятель Магомед Хаштыров, заместитель муфтия республики и директор национального радио «Ангушт».

    Магомед Хаштыров поддерживает хорошие отношения со многими представителями муфтията Северной Осетии, а некогда дружил с покойным заместителем муфтия Ибрагимом Дудуровым.

    В целом муфтияты Ингушетии и Северной Осетии оказывают друг другу взаимопомощь в деле религиозного просвещения.

    По словам Магомеда Хаштырова, муфтий Хаджимурат Гацалов не оставляет без приглашения на различные межрегиональные мероприятия своих единоверцев из Духовного управления мусульман соседней республики. А ингушский муфтият отвечает ему тем же.

    Сам Магомед Хаштыров, будучи директором радиостанции, сотрудничает не только с религиозными деятелями Северной Осетии, но и осетинскими журналистами, обмениваясь с ними опытом работы в радиовещании.

    Другой ингушский общественный деятель, первый руководитель КПЦ «Эздел» Ахмед Парагульгов считает, что наладить более тесное общение с единоверцами из Северной Осетии было бы здорово.

    «Я лично поддерживаю укрепление отношений между ингушами и осетинскими мусульманами. Хотя в данном направлении нашим Культурно-просветительским центром пока не разработано как таковых проектов или мероприятий, но я считаю это очень полезным веянием», — отметил Ахмед Парагульгов.

    Жительница Владикавказа Асма приняла ислам 4 года назад, и теперь у нее, как и у Аланы, есть хорошие знакомые среди ингушей.

    «Меня побудило принять ислам поведение, молитвенные обряды, внешний вид таджичек, с которыми я работала. Заинтересовал их намаз, одежда, манера себя вести. Я нашла в этом что-то близкое для себя», — признается мусульманка осетинка Асма.

    По словам заместителя имама единственной во Владикавказе так называемой «Суннитской» мечети Куввата Исмаилова, минимум десять человек в год приходят к ним, чтобы засвидетельствовать свой переход в ислам.

    Кувват Исмаилов говорит, что часто мечеть для совершения молитвы посещают ингуши, проживающие в различных селах Пригородного района.

    «К нам приезжают из Куртата, Тарского, Чермена, других сел. Ингушей, проживающих во Владикавказе, в нашей мечети не видел, но из соседних сел часто приезжают», — говорит Кувват Исмаилов.

    В осетинском городе Беслан на молитву собираются в мечети, которой насчитывается 150 лет. А живет здесь Абдулла, этнический осетин, связавший свою жизнь с исламом 5 лет назад. Абдулла считает важным помнить, что в исламе нет разделения на национальности. Сегодня он работает в сфере торговли вместе с ингушами, не чувствуя при этом к ним никакой неприязни или отчуждения.

    «О том, что нельзя делить на национальности, еще 14 веков назад сказал наш Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. То есть все мы братья. Не важно — ингуш ты, осетин, араб или русский. А кто разделяет – совершает большую ошибку», — говорит Абдулла.

    Абдулла признается, что до принятия ислама относился к ингушам «нейтрально», теперь же он преисполнен к ним братскими чувствами.

    Традиционное мусульманское население проживает в Северной Осетии издавна. Численность мусульман, по разным оценкам, составляет от 15 до 30 % населения республики.

    Но интерес к соседям и желание наладить с ингушами братские отношения сегодня наблюдаются именно у молодежи, обращающейся в ислам в последние годы.